Юбилей Станиславского: в биографии гения до сих пор много белых пятен

Во МХАТе отметили 150 лет со дня рождения Станиславского. Он был одним из основателей театра, его имя известно во всем мире. Его система изменила представление о драматургии. Тот театр и кино, которые мы видим сейчас, сформировались именно благодаря Станиславскому.

В Московском художественном театре отметили 150 лет со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского. Он был одним из основателей театра. Его имя известно во всем мире, он первый высказал идею о перевоплощении актера на сцене. Его система подготовки актера изменила представление о драматургии. По сути, тот театр и кино, которые мы видим сейчас, сформировались именно благодаря Станиславскому.

Поселок Любимовка под Москвой, веточки деревьев из-под снега — пародия на вишневый сад. Это — остатки имения богатого купца Сергея Алексеева. Один из его сыновей, Константин, возьмет сценический псевдоним "Станиславский" и принесет России славу.

От господского дома ничего не осталось, рядом стоит театральный флигель, построенный Алексеевыми для домашних спектаклей. В этом флигеле мальчик Костя во время представления "живых картин" впервые задумался об искусственности происходящего на сцене.

Единственные кадры хроники, где записали голос Станиславского, датируются 1938 годом. Это репетиция "Тартюфа". Постановка стала последней в жизни гения. Премьера прошла в 1939 году, через полгода после смерти Станиславского, на сцене созданного им театра. Завершит постановку Михаил Кедров, актер и режиссер второй студии МХАТа. Как всегда в последние годы жизни, репетиция проходит дома у режиссера, в Леонтьевском. Станиславский дает наставления актрисе Вере Бендиной. Еще одна легендарная фигура — Василий Топорков. Это у него через двадцать лет будет учиться Олег Табаков — он окажется "на одно рукопожатие" от Станиславского. На пресс-конференции, посвященной 150-летию великого режиссера, отвечая на наш вопрос, Табаков даже встал из уважения к именам великих.

Не только Станиславский — многие понимали, что в конце 19 века театр находится в кризисе. Талантливые актеры играли интуитивно. Если актер был скромного дарования, он пользовался штампами. Было строгое понятие амплуа: на сцену выходили смешные старики, субретки, герои-любовники. Актер работал над собой в меру сил: даже великий Шекспир писал свои комедии и трагедии, уже заранее зная, кто будет в них играть. Поэтому и Гамлет у него тучен и страдает одышкой.

Константин Станиславский сам был актером, его система стала рождаться из его собственного актерского опыта. Во время работы над ролью Сатина Станиславский проводил время в ночлежках, а потом на сцене Сатин-Станиславский заворачивал свои драные башмаки в сюртук и клал этот узел себе под голову.

Сейчас в России и за ее пределами режиссер, распределив роли, просит актера понять все о его герое: кто его родители, где вырос, где учился, что ему нравится, как одет, как относится к деньгам. Играть надо не действие, а внутренние переживания, психологические мотивы. Система Станиславского стала универсальным инструментом актерского мастерства.

Стелла Адлер — самый известный театральный педагог Америки. Ее представили Константину Станиславскому, она восприняла его рекомендации и стала проводником его идей в Америке. "Меня первой из американских актрис представили Станиславскому. Я сказала, что раньше я любила театр, а теперь его ненавижу, — говорит Стелла Адлер. – А он мне сказал приходить завтра. Наутро я явилась к нему — и пять недель изучала его методы".

Систему актерского мастерства создал не только Станиславский. Своя система есть, например, у Всеволода Мейерхольда. Но только системе Станиславского было суждено остаться в веках. Словосочетание это стало устойчивой идиомой, вошло во все словари и энциклопедии, оно не переводится на другие языки. Это — наш вклад в мировую культуру, такой же, как русский авангард и русский классический балет.

В его биографии, как в биографии всякого гения, много белых пятен. Потомки режиссера навещают квартиру в Леонтьевском, внучка Ольга Игоревна приехала из Парижа на торжества. Она рассказывает детям и французским внукам о своем дедушке. "Однажды ночью ему кто-то позвонил. Это был Сталин", — вспоминает она.

Не все письма и документы Станиславского изданы: многое осталось неясным. Почему в последние годы жизни Станиславский не ходил во МХАТ, не переступал порога? Почему поссорился с Немировичем-Данченко, не принимал молодежь, которая с жаром ставила "Дни Турбиных" и пьесу-агитку про бронепоезд? Возможно, было и еще что-то. Смерть всех примирила.

На Новодевичьем кладбище могилу Константина Сергеевича окружают надгробия его соратников — актеров, художников. Здесь — и Николай Хмелев, из той самой мхатовской молодежи, и Василий Качалов, на которого были обиды. Многие памятники типовые — с мхатовской чайкой на сером граните.