Скоро на старт: "Ангара" заменит экологически вредный "Протон"

Строительство технического комплекса для ракет-носителей "Ангара" выходит на финальную стадию. Запуск модуля новейшего поколения состоится до конца будущего года. "Ангара" с экологически безопасным двигателем заменит большинство существующих сейчас типов ракет-носителей, созданных еще во времена Советского Союза.

Проект "Ангара" — на новом этапе. На космодроме Плесецк полным ходом идёт подготовка к старту, назначенному на май следующего года.

Космический ракетный комплекс "Ангара" может со временем заменить большинство существующих ракет-носителей, созданных ещё советскими конструкторами, такие как "Протон", "Циклон 2/3", "Космос-3М". В основе идеи – универсальный ракетный модуль, сокращённо УРМ, способный летать как самостоятельно, так и в составе носителей среднего и тяжелого класса.

Длина каждого модуля составляет 25 метров и почти 3 метра в диаметре. Масса первой лёгкой "Ангары" — 170 тонн.

В составе средних и тяжёлых комплексов будет 3, 5 и даже 7 таких универсальных ракетных модулей. Внушительные агрегаты стыкуются друг с другом и собираются вместе словно огромный конструктор. Тяжёлый вариант ракеты-носителя будет весить более 700 тонн. Пока же первые испытания проводятся на специальном макете.

"С данным технологическим макетом могут быть проведены все пневмоиспытания: с ракетой и некоторые электрические испытания.  На этом комплексе в дальнейшем будут готовить все типы ракет-носителей семейства "Ангара": начиная от лёгкого класса и заканчивая тяжелым", — рассказал начальник лаборатории автономных и комплексных испытаний космодрома Плесецк Герман Малахов.

Каждый модуль комплектуется кислородно-керосиновым двигателем РД-191. Это экологически чистый вариант, в отличие от других тяжёлых ракет-носителей, которые летают на токсичном топливе гептил.

Ракета-носитель лёгкого класса способна вывести на низкую орбиту более 1,5 тонн полезного груза. Показатель тяжёлой "Ангары "– 35 тонн. Больше, чем у "Протона", стартующего с космодрома Байконур в Казахстане. Запуск "Ангары" откладывался не один раз. Теперь работы по этому проекту на личном контроле у высшего военного руководства.

Юрий Борисов, заместитель министра обороны РФ: "Было принято решение взять работы под ручное управление, под личный контроль министру обороны. Составлен сквозной план-график до запуска. Он серьезно контролируется, еженедельно доклады получает командующий войсками Воздушно-космической обороны, раз в две недели доклады получаю я, и раз в месяц докладываю министру обороны".

Не исключено, что со временем "Ангара" будет сертифицирована для пилотируемых полётов. Именно под это семейство ракет в Плесецке строится новая стартовая площадка. Её начали возводить ещё несколько десятилетий назад под ракету-носитель "Зенит" украинского производства. В последние годы площадку модифицировали, и теперь инженерам и конструкторам предстоит проверить совместимость старта непосредственно с самой ракетой. Причём, уникальные технические решения позволят запускать отсюда любые типы "Ангары": от лёгкой до тяжёлой модификации. Независимо от того, сколько модулей используется – один или семь.

Параметры и тем более начинка следующего на очереди космического аппарата держатся в строжайшей тайне. Известно лишь, что старт состоится со дня на день. Спутник будет доставлен на орбиту ракетой "Союз-2.1б".

"Есть монтажный расчёт, который собирает ракету-носитель. Есть расчёт двигателистов, которые испытывают двигательные установки, есть расчёт системы измерений, системы управления. Каждый отвечает за свой кусочек. Это тяжёлый процесс, трудоёмкий. И самое главное здесь заключается в единстве боевого расчёта – от слаженности каждой единицы, каждого боевого расчёта, профессионализма, качества подготовки", — говорит Николай Макаров, командир боевого расчёта подготовки РН на техническом комплексе космодрома Плесецк.

Если всё пойдёт по плану, то в следующем году старт всех космических аппаратов военного назначения может быть перенесён с Байконура на космодром Плесецк. Главное, чтобы "Ангара" оправдала ожидания создателей и заказчиков.

Сегодня