Шведские учёные назвали аплодисменты социальной инфекцией

Аплодисменты ≈ уникальное социальное явление. Скульптор Марк Амис (Mark Amis) даже установил ему памятник в Центре искусства Суиндона

Аплодисменты ≈ уникальное социальное явление. Скульптор Марк Амис (Mark Amis) даже установил ему памятник в Центре искусства Суиндона
(фото Brian Robert Marshall).

Согласно исследованию шведских учёных, продолжительность и громкость оваций зависит вовсе не от качества выступления, а от поведения зрителей или слушателей

Согласно исследованию шведских учёных, продолжительность и громкость оваций зависит вовсе не от качества выступления, а от поведения зрителей или слушателей
(фото Anirudh Koul/Flickr).

Аплодисменты ≈ уникальное социальное явление. Скульптор Марк Амис (Mark Amis) даже установил ему памятник в Центре искусства Суиндона
Согласно исследованию шведских учёных, продолжительность и громкость оваций зависит вовсе не от качества выступления, а от поведения зрителей или слушателей
Новейшее исследование в области социологии показало, что продолжительность и громкость оваций вовсе не зависит от качества публичного выступления. Учёные заявили, что аплодисменты скорее являются социальной инфекцией и носят характер короткой эпидемии.

На заметку артистам и ораторам: если вам долго и бурно аплодируют, это вовсе не значит, что ваше выступление имеет огромной успех среди зрителей. Это значит, что все присутствующие в зале или аудитории подхватили "социальную инфекцию".

Как только представление заканчивается, один или два смельчака первыми начинают хлопать, и тогда овацию подхватывает весь зал. А когда эти же или уже другие люди прекращают аплодировать, то и все остальные постепенно успокаиваются. Новое социологическое исследование гласит: аплодисменты носят характер короткой эпидемии, где каждый "заражается", даже не осознавая, что его дальнейшие действия зависят от человека, сидящего на другом конце зала.

Аплодисменты — уникальное социальное явление. Скульптор Марк Амис (Mark Amis) даже установил ему памятник в Центре искусства Суиндона (фото Brian Robert Marshall).

Ричард Манн (Richard Mann), математик из шведского университета Упсалы, пришёл к такому выводу, проведя социальный эксперимент. Он и его коллеги сняли на видеокамеру поведение двух групп студентов (одной из 13 человек, другой — из 20) из университета Лидса (University of Leeds), которые должны были прослушать ряд устных выступлений и аплодировать в конце каждого.

Проанализировав полученные видеозаписи, Манн и его коллеги пришли к выводу, что аплодисменты являются своеобразным следствием давления со стороны окружающих. Учёные заметили, что индивид более склонен начать хлопать, если достаточно большая группа людей из зала уже начала это делать. К примеру, если половина сидящих в зале начала овации, то индивид из другой половины с десятикратной вероятностью также начнёт хлопать. Сравнение проводилось с той ситуацией, в которой аплодировали изначально лишь 5% зрителей. Овации прекращаются по той же причине.

"Важно отметить, что социальное давление оказывается не со стороны вашего соседа, а со стороны общей громкости всех аплодисментов в зале", — рассказывает Манн.

Команда Манна сделала также несколько других интересных наблюдений. Оказывается, люди принимают бессознательные решения, основываясь на том, что они слышат, а не на том, что видят: вовсе не обязательно видеть того, кто начал хлопать, достаточно его услышать.

Но самым интересным оказался тот факт, что овации после плохой презентации могут быть даже более продолжительными, чем после самой блестящей. "Не пытайтесь судить о качестве своего выступления, основываясь на том, как долго вам хлопали", — предупреждает Манн.

Согласно исследованию шведских учёных, продолжительность и громкость оваций зависит вовсе не от качества выступления, а от поведения зрителей или слушателей (фото Anirudh Koul/Flickr).

Похожий механизм двигает людьми и в случаях, когда выступление освистывают: кто-то должен начать это делать первым, чтобы все остальные подхватили.

Джон Кляйнберг (Jon Kleinberg), эксперт в области информатики из Корнелльского университета, не принимал участия в исследовании Манна, но аплодирует ему стоя: "Это очень интересный метод измерения динамики человеческого поведения за короткий период времени". Он также отмечает, что аплодисменты — уникальное социальное явление, поскольку человек немедленно узнаёт о том, что делают его соседи и бессознательно копирует их поведение.

С подробно описанными результатами исследования можно ознакомиться в издании Journal of the Royal Society Interface, где Манн и его коллеги опубликовали свою научную статью.

Также по теме:
Социология не наука. Эфир программы "Наука 2.0" 
Как устроена социология? Эфир программы "Наука 2.0." 
Эксперт: увлечение экстрасенсами — симптом социальной болезни 
У одноклеточных водорослей обнаружены обманы, войны и социальная кооперация 
Президент пообещал поддержку социальным проектам