Российские делегаты в ПАСЕ: нам надо работать с Европой

Из Москвы регулярных рейсов в эту Европу нет. В Страсбург и из него российская парламентская делегация добиралась правительственным самолетом. А там есть что посмотреть. В официально хронике такие самолеты спецотряда "Россия" мелькают часто. Но снаружи, а вот внутри подробно их снимают редко.

Страсбург — это некогда спорный Эльзас на границе Франции и Германии, смесь французского и немецкого. При этом немецкий квартал называется "маленькой Францией".

Вот уже много веков доминирует над городом местный Нотр-Дам — готика, какую еще поискать. Очень красиво. А если в этом храме молятся за души усопших, то сразу и за французов, и за немцев.

Местный памятник павшим – мать, держащая на руках своих убиенных сыновей — француза и немца. Но даты на памятнике — и про мировые войны, и про войны, которая Франция вела во Вьетнаме и Алжире. При этом площадь, где стоит памятник, по-французски называется Площадью Республики, а по-немецки — Кайзер-Плац. Иными словами, когда англичанин Черчилль предложил создать Совет послевоенной Европы, то лучшего, более символичного места, чем Страсбург, было не найти.

Из Москвы регулярных рейсов в эту Европу нет. В Страсбург и из него российская парламентская делегация добиралась правительственным самолетом. А там есть что посмотреть. В официально хронике такие самолеты спецотряда "Россия" мелькают часто. Но снаружи, а вот внутри подробно их снимают редко.

Алексей Пушков – руководитель российской делегации в ПАСЕ. Пришел в салон-купе к спикеру Нарышкину, в данном случае — "пассажиру номер один".

"Я в Совет Европы первый раз попал еще в составе первой Государственной Думы и тогда уже пришел к твердому убеждению, что России там делать нечего. Но поскольку Россия со мной не согласилась, я решил, что мне там точно делать нечего и последние 15 лет туда не попадал", — рассказал председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов.

Теперь Никонов летел в Страсбург по должности — как председатель Комитета по образованию. У них там с Пиотровским был совместный просветительский проект. Мы же дождались, когда расстанется неразлучная парочка коммунистов Зюганов — Мельников. Зюганов ушел общаться с журналистами, а мы подсели к вчерашнему кандидату в мэры Москвы и первому вице-спикеру Думы.

"Я — один из старожилов в Совете Европы, работаю уже больше 16 лет здесь. Я считаю, что это важная площадка для общения и понимания друг друга", — отметил Иван Мельников.

Такое мнение было не единичным.

Депутата Марию Максакову можно было лицезреть в первом ряду сессии ПАСЕ, слушающую Нарышкина, который как раз и предлагал европейцам расширить повестку. А его спрашивали то про геев, то почему-то про бойкот Олимпиады в Сочи.

"У меня возникают исторические ассоциации с бойкотом московской Олимпиады 1980 года. Наказаны были спортсмены. А поводом для бойкота было введение советских войск в Афганистан с целью борьбы с талибами. Прошло 20 лет. Страна, которая инициировала бойкот московской Олимпиады, ввела свои войска и тоже продолжала бороться с теми же талибами. Это глупость и цинизм", — заявил Сергей Нарышкин.

Сразу после этого заседания ловим в кулуарах двух депутатов от ЛДПР.

"ЛДПР всегда говорила о том, что те взносы, те траты финансовые, которые мы производим на участие в подобных организациях, никакой пользы нашей стране не несут", — отметил заместитель председателя ЛДПР Игорь Лебедев.

Однако и в ЛДПР есть нюансы.

"Нам здесь не всегда бывает приятно, но это эффективно, — отметил председатель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий. — Но членство нужно продолжать. Давайте сравним 2013 год и 2000-й, как нас здесь били, лишали права голоса в связи с Чечней, а затем все чеченские досье были закрыты".

Кстати, еще из позитива: ни одного былого вопроса не было не только про Чечню, но и про Грузию. При этом в зале были грузинские делегаты.

Сеанс одновременной игры, которую в Совете Европы дал Анатолий Карпов. Ничью он предложил только одному участнику, у остальных выиграл. Наверное, так же можно говорить и об итогах пребывания в Страсбурге всей российской делегации. По крайней мере, никакого мониторинга России со стороны Комитета министров не будет. Зато либерализация партийного законодательства, возвращение прямых выборов губернаторов, готовность внимательно посмотреть на то, как работает закон об НПО, — это те причины, по которым делегатам ПАСЕ и пришлось спрашивать все больше про геев. Потому Анатолий Карпов возвращался из Страсбурга с еще более определенным мнением. "С Европой работать надо. Просто отстраниться — это неправильная позиция", — уверен он.

"Это действительно так. Во многом мы формируем повестку, и многие наши инициативы начинают здесь пробивать дорогу", — сказал Иван Мельников.

А что же все-таки с законом о запрете на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних? Выслушав европейцев, члены российской делегации пришли к новым выводам. В частности, похоже, к закону зреет такая поправка: этот запрет расширить, распространить его на пропаганду секса вообще. На борту согласны были не только депутаты.

- Но это не отменяет нормальное сексуальное образование?

- Не отменяет. Оно должно быть нормальным, — уверен директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.