Новая Россия: калужское экономическое чудо губернатора Артамонова

Провинциальная Калуга — это теперь прошлое. Все чаще о Калуге говорят как о родине экономического чуда, а о ее губернаторе Артамонове – как об одном из самых эффективных губернаторов в России. О том, в чем состоит его эффективность, Анатолий Артамонов рассказал в интервью "Вестям в субботу".

Провинциальная Калуга — это теперь прошлое. Все чаще о Калуге говорят как о родине экономического чуда: только за последние годы там открылись автомобильные заводы Volkswagen, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Volvo. Газета "Известия" и Фонд развития гражданского общества поместили калужского губернатора Анатолия Артамонова в число трех самых эффективных губернаторов всей России.

Естественно, рейтинги — вещь относительная, а Калужская область — разная. Есть там к чему придраться? Конечно, есть. Но и по-хорошему похвастаться губернатору Артамонову, как никому в Центральной России, есть чем. О том, в чем состоит его эффективность как управленца, Анатолий Артамонов рассказал в интервью "Вестям в субботу".

В Калужской области — характерные красноватые закаты, потому что стоят жуткие холода. В ночи над снегами возникает квадратное солнце — гигантский телеэкран передает в прямом эфире картинку с новой мегафермы компании "Терра". "Карусель" для коров, на которой их доят под музыку, — последний писк моды в сельском хозяйстве. Доярки работают в стерильных условиях.

При свете дня видно, что вопреки вековым традициям теперь коров в Калужской области и в самые жуткие морозы зимой держат на улице. Исключение — только для выписанного из США племенного быка стоимостью в 62 тысячи долларов и для совсем детского сада.

В бирочках телят — компьютерный чип. Его роль — совершенно особая на фермах уже совсем нового поколения. Компьютер распознает корову, которую пора доить. Тут в дело вступает робот — моет и одновременно массирует вымя, прицеливается с помощью лазера — и молоко пошло.

По словам губернатора Калужской области Анатолий Артамонова, в советские годы на ферме работало 25 человек, а сейчас — два.

Куда же денутся остальные? Схожую черту между новым и сверхновым переходят сейчас и недавно открытые в Калужской области автомобильные производства. Куда уж как расторопно работают рабочие на заводе Volkswagen, но и здесь рядом наступают еще более аккуратные роботы. Исходя из привычной логики, это должно сделать калужские Volkswagen, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Volvo еще дороже, ведь и производство — дорогое, комплектующие — заграничные. Но у Артамонова — совсем другая логика. Свободные руки уйдут на новое производство. В Калуге, где все начиналось с отверточной сборки, теперь на месте приступают к производству даже самого сложного — двигателей, причем нового поколения.

Иной раз свободных рабочих рук уже и не хватает. И вместе с иностранными инвесторами в Калужскую область потянулись мигранты. Например, калужский аэропорт Грабцево реконструируют китайские рабочие. Есть и приезжие из Средней Азии. Но их почему-то почти не видно.

На новеньком заводе про производству шин Continental — все больше немцы и россияне. А где же гости из Азии? "Они живут в своем городке. Там есть магазин, все бытовые удобства. Это сделано, чтобы они не болтались нигде. Люди приезжают сюда, чтобы заработать. Пожалуйста, пусть работают и зарабатывают. Если бы они приехали в культурно-познавательных целях, тогда им было бы предложен другой сервис", — пояснил Артамонов.

Впрочем, есть в самом центре Калуги другая достопримечательность, куда уроженец края Артамонов пока предпочитает водить эскурсии сам. В отличие от других городов нашей несчастной Центральной России, в войну Калуга пережила лишь краткосрочную немецкую оккупацию и пострадала не очень сильно. Но потом наша страна объявила войну сама себе.

Символ упадка пореформенных времен. Комплекс "Гостиные ряды". Архитектор Никитин. Его учеником был калужанин Баженов. Перед тем как предложить этот объект арендаторам и инвесторам, Артамонов вкладывает сам — в восстановление и модернизацию инфраструктуры.

"Десять лет назад мы решили провести социологическое исследование среди молодежи и спросить, почему люди уезжают в Москву, в другие места, почему в Калуге не остаются? 19% сказали: "Сделайте тротуары". И мы их начали делать", — отметил Анатолий Артамонов.

Примерно так Артамонов выстроил работу и с инвестициями в промышленность.

За знаком "Калужская область" на Киевском шоссе теперь — все новые и новые заводы. Уже давно есть Samsung, а теперь и филиал "Новолипецкого металлургического комбината". Никакого дыма, потому что производство — нового поколения. Под создание таких площадок Артамонов брал кредиты — в основном в отечественном ВЭБе. Конечно, рисковал, но окупилось.

Первой промплощадкой стал Обнинск. На заводе компании Kraftway собирают компьютерные платы, в том числе для областей, связанных с гостайной и вообще защитой информации. Например, именно здесь готовили новомодные вэб-камеры для избиркомов. Еще недавно производство было в Москве, теперь — у калужан.

Выучивший английский Артамонов — регулярный участник таких форумов, как в Давосе. Но вместе с иностранными инвестициями он привнес новую культуру и производства, и быта. Так, иностранцы составляют лишь микроскопическое большинство в очень русской слободе "Воскресенское", посреди которого, впрочем, высится международная средняя школа с преподаванием на английском. Но звучат и совсем новые акценты. Так, французы приехали сюда не только на завод Peugeot, но и с чудо-теплицей роз самых редких сортов.

Люди в Калужской области вздохнули и, как показывает статистика, стали возвращаться из Москвы, в том числе, как ни странно, в современное компьютеризированное и роботизированное сельское хозяйство. Это сейчас — новое увлечение Артамонова. Последняя "фишка" — завоз под Калугу самолетами племенных бычков и даже эмбрионов американских и японских пород.

На вопрос, откуда у Артамонова такая уверенность в том, что ему удастся все сделать, губернатор Калужской области отвечает: "Глаза боятся, а руки делают".