Священный холм. Реплика Александра Проханова

Я хочу рассказать вам о Священном холме, воздвигнутом усилиями псковичей около небольшого городка Изборск. Изборск – совсем крохотный городок, но в центре этого городка стоит мощная старинная грозная крепость с бойницами, башнями, крепостными стенами.

Я хочу рассказать вам о Священном холме, воздвигнутом усилиями псковичей около небольшого городка Изборск. Изборск – совсем крохотный городок, но в центре этого городка стоит мощная старинная грозная крепость с бойницами, башнями, крепостными стенами. И в недрах этих камней, в недрах этих башен застряло множество наконечников, древних стрел, ядер и пуль. Этот город стоит на Рижском тракте и по этому тракту с запада постоянно на Русь двигались нашествия ливонцев, "псов рыцарей", поляков Стефана Батория, немцев, фашистов последней войны. Все эти волны нашествий натыкались, наваливались на Изборск и разбивались об этот град.

Изборск, город-крепость, город-мученик, святой город. Вся псковская земля, это святая земля. Казалось, что сама русская история множество раз поцеловала псковскую землю своими священными устами. И возникла идея насыпать холм, который был бы чашей, который был бы священным сосудом, куда мы снесем все псковские земли, а значит, псковские времена, а значит, псковские героические победы, а значит, лики и деяния великих псковских полководцев, святителей, философов.

Эта чаша должна была принять в себя эти песчаные горсти, слить воедино с тем, чтобы вся русская энергия, которая копилась на протяжении тысячелетий, она слилась в сгусток света, в сгусток силы, в сгусток красоты, и наполнила наши сегодняшние времена, опоила своей живой водой сегодняшнее государство российское. Вселила в сердца наших сограждан, часто унывающих, обессиленных, неверующих, вселила в них веру, силу и победную огненную красоту. Сразу за избушками есть поле широкое, дикое, поросшее бурьянами поле, которое называется Сшиб.

И на этом Сшибе проходили рати, сражения, здесь падали иссеченные враждебными мечами русские воины, и остались следы древних могил. И вот одну такую могилу, которая была отмечена небольшой грудой валунов, мы избрали как место, где мы хотели создать этот холм. Мы собрали сюда в этот холм громадные валуны еще ледникового периода, разбросанные по всем псковским равнинами и холмам, валуны, похожие на разноцветные метеориты. Мы водрузили на вершине этого метеорного холма огромное листочное распятье, которое будет жить века, неподвластно морозам, дождям, солнечному пеклу.

И мы стали сносить в этот холм земли. Мы взяли землю с Труворова городища, места, куда в свое время причалил челн "Князь Трувор", один из трех братьев варягов. Рюрик сел в Новгороде, а Трувор здесь под Изборском на Труворовом городище. Мы взяли землю с берега Чудского озера, около Кобыльева городища, где стоит древний чудесный храм. Это здесь на этот берег в свое время Александр Невский вывел свою рать, и там, на ледовом поле, на этом озере состоялась ледовая сеча, где были разгромлены "псы-рыцари". И оттуда мы взяли эту таинственную, дышащую живую землю и отнесли в наш холм. Мы взяли землю с берега реки Великой из местечка Выбуты. В этом места родилась равноапостольная княгиня Ольга. Здесь она была перевозчицей. Перевозила с одного берега Великой на другую странников, и здесь она познакомилась со своим будущим мужем князем Игорем. Мы отправились в крохотное сельцо именуемое Будник. Это место, где по преданию родился князь Владимир, будущий святитель Руси. И эту землю мы отнесли в холм.

Потом мы приступили к собиранию земель из времен московского царства. Мы взяли эту землю из знаменитого Свято-Елизаровского монастыря, где в свое время подвизался старец Филофей, первый русский мистический философ, который сформулировал теорию "Москва – Третий Рим". Теорию, по которой русское православное царство вменяет себе в обязанность сберегать в русской истории, в русской государственности райские смыслы, райские представления о человеке, о земле, о цветке.

Мы взяли землю от стен города Пскова, от Кремлевской стены, где когда-то проходила осада Кремля и псковичи стояли насмерть на стенах, а поляки прорывались в крепость, и пробили здесь в этой стене дыру, и рванули всей своей огненной страшной силой внутрь града. И в это время здесь в этом проломе явилась Пресвятая Богородица. Она заслонила собой защитников Пскова и поляки, ослепленные ее сиянием, в ужасе отступили и бежали. Мы взяли землю с тех редутов, с тех бастионов, которые насыпал Петр Великий, ожидая нашествия шведов.

Мы взяли землю из удивительного места, имя которому Михайловское – Святые горы. Там был наш великий Пушкин, там написал свои бессмертные стихи, там и погребен. И над его надгробьем стоит мраморная тихая урна. Мы взяли эту землю и как святыню отнесли ее в наш холм.

Мы взяли землю с печальной станции Дно, где завершила свое существование Романовская империя, где в вагон к императору подсели думские депутаты и потребовали от него отречения. Эта империя сразу же сменилась другой, огненной русской государственностью – красным советским веком. И там, на Псковщине произошло событие, которое потом легло в основу нашего праздника, праздника наших Вооруженных Сил, 23 февраля. Там у речушки на окраинах Пскова стояла батарея с малым количеством орудийной прислуги. И когда броненосец кайзера стал приближаться к Пскову, они открыли по этому броненосцу огонь и отогнали солдат кайзера от Пскова, положив начало русской военной советской истории.

Мы взяли землю у деревни Чернушки. Это то место, где шли кромешные бои с фашистами. Именно в этом месте, на лесной опушке Александр Матросов ринулся на пулеметное гнездо и закрыл его своим сердцем, позволив своим товарищам рвануться вперед и одолеть окопами противника. Мы взяли землю из расположения Псковской воздушно-десантной дивизии, того полка, от которого во время чеченской войны ушла в кавказские горы, знаменитая Шестая рота и вся полегла костьми на этом поле брани, не уступив дорогу противнику.

Мы взяли землю из Псковско-Печерского монастыря из глубинных пещер, там, где погребен знаменитый русский старец Иоанн Крестьянкин. А также отправились на лодке по Псковскому озеру, переплыли его и на острове Залет взяли землю с могилы Николая Гурьянова, другого великого старца.

Мы привезли все эти земли в наш холм. И при огромном стечении народа, когда тысячи людей из Пскова, из окрестных поселков, из деревень, со всей Псковщины приехали, мы всыпали эти земли в наш холм. Владыка Евсевий отслужил молебен и освятил эту гору, в которой таились эти волшебные земли. И у меня было ощущение, что они эти земли вдруг превратились в огненные лучи, они слились между собой, они образовали как в реакторе поток огромных энергий. И эта энергия хлынула к людям, влилась в их сердца.

И в момент этого преображения действительно случилось чудо. Из небес из-под самого облака слетела птица, слетел аист, и сел на это огромное деревянное распятье.
Этот холм зажил. Вокруг этого холма стали собираться в разные времена и в разные часы разные люди. Вокруг этого холма собирались новобрачные и игрались свадьбы. Люди приносили к холму землю со своих священных могил, сюда ссыпались земли из русских монастырей, с великих полей сражения. На этот холм положили солдатские каски, пробитые вражьими пулями.

В этом холме есть частички лунного грунта, а также земля, поднятая со дна океана, из-под Северного полюса. И этот холм одной своей ветвью уходит в небеса, в космос, к Луне, в мироздание, а другими своими корнями погружен в землю, вглубь, бесконечную земную твердь. Паломники привезли в этот холм земли из Святой Земли, из тех мест, что исходил Иисус Христос. И теперь в основании этого креста лежит земляное Евангелие.

Холм чудесный, холм таинственный. Там у этого холма, у Изборска, произошло удивительное событие, там образовался наш Изборский клуб. Когда в одно место, одним дыханием, одним помышлением сошлись самые видные сегодняшние русские мыслители, русские интеллектуалы: священники, академики, философы, конфликтологи, экономисты, журналисты, носители государственных представлений, красные, белые, атеисты, верующие, мусульмане. Сложился удивительный ансамбль Изборского клуба, цель которого сражаться за суверенность русской истории, русской культуры, русского государства. Это клуб единомышленников, который тоже выступает как оружие, как крепость. Вот почему Изборск. Вот почему здесь под Изборском, под этой крепостью сложилось это духовное единство.

И еще одно чудо. Под Саратовом находится база дальних ядерных бомбардировщиков, которые могут летать за тысячи и тысячи километров, нести на своих бортах грозное оружие возмездия. И один из этих бомбардировщиков получил имя "Изборск", и на его борту начертал знак, эмблема Изборского клуба – темный изборский крест, на фоне которого летит белоснежный аист. И фантомы Ф-15, английские и американские перехватчики, которые летают навстречу нашему бомбовозу, с удивлением рассматривают эту странную эмблему.

И вот еще одно чудо. Крым, Крым, которые был присоединен к России, казалось бы дуновением ветра, без единого выстрела, без единой капли крови. И это присоединение воспринято нашим народом как волшебство, как удивительный дар, который разбудил спящие русские сердца. И мы изборяне, наш Изборский клуб, отправился в Крым, чтобы там собрать чудесные крымские земли и всыпать их в наш волшебный холм. И вот мы двигаемся по Крыму, мы берем землю с Сапун-горы, где проходила последнюю войну мощнейшая страда, оборона и штурм. Мы брали землю с Малахова кургана, той твердыни, в которой Россия во время крымской войны 19 столетия отстаивала свои рубежи, где погибли великие Нахимов, Корнилов, Лазарев, Истомин.

Мы взяли землю в Ливадии с того места, где в 1944 году состоялась знаменитая Ялтинская конференция, и Сталин диктовал Рузвельту и Черчиллю условия послевоенного мира. Мы взяли землю у Херсонеса, у великого священного места, того места, где Владимир Красное Солнышко, Владимир Святой, родившийся под Псковом в местечке Будник, принял православие, принял крещение. И оттуда свет православия разлетелся по всему великому русскому царству вплоть до Тихого океана.

Мы свезли эти земли в наш холм. И состоялось удивительное действо, удивительная мистерия. Сюда пришли десантники Псковской дивизии, и из их рук эти крымские земли были насыпаны в этот холм. Сюда пришли представители Новороссии, два мужественных полевых командира, и они всыпали в холм свою новороссийскую землю с Саул-могилы, которая только что была отбита у противника.

И, о чудо! В этот момент над холмом пролетел этот грозный бомбардировщик, именуемый "Изборск". И я думаю, что натовские радары, натовские наблюдатели смотрели, как в 20 километрах от границы несется наш божественный "Изборск", несется наша воздушная крепость. И еще чудо. Как только полевые командиры из Новороссии из пустой гильзы от танкового снаряда всыпали в этот холм землю, началось наступление в Новороссии. Противник покатился вспять и десятки городов под натиском ополченцев вновь обрели свободу.

Приезжайте в Изборск, подойдите к холму, насыпьте в этот холм землю сердца своего. Прикоснитесь лбом к этим огромным валунам, и вы услышите тайные гулы русской истории. Подойдите к маленькой часовне, которая воздвигнута подле холма. В этой часовне как разноцветный бриллиант сверкает мозаичная икона державной Божьей Матери, и поставьте перед ней свечу. И это будет свеча поминовения всех дорогих и любимых усопших. Это будет заздравная свеча во славу всех героев, всех духовидцев, которые сберегают сегодня нашу Родину. И это будет та свеча, о которой когда-то князь Иван Калита, собиратель русских земель, сказал: "Чтобы свеча не погасла, свеча русской государственности, свеча русского народа, свеча чудесной волшебной русской истории".