Малайзийский "Боинг" мог сбить не "Бук", а Су-25

Свою версию крушения малайзийского Boeing над Украиной выдвинула Федеральная разведслужба Германии (BND). Сайт Der Spigel привел выдержки из доклада главы BND Герхарда Шиндлера. Немецкий разведчик утверждает, что самолет сбили "пророссийские сепаратисты", захватившие систему "Бук" украинской армии. Киев возмутился, мол, ничего у них не захватывали. Если так, то стрелявший "Бук" и поныне остается украинским.

Редкие кадры. Харьков. Украинские курсанты тренируются запускать зенитно-ракетный комплекс "БУК М1" — установку, которая, как сказал недавно президент Порошенко, сбила лайнер MH17. Кадры сняты этим летом. Профессор Университета воздушных сил Анатолий Скорик в интервью поясняет: украинской ракете в уничтожении воздушных целей нет равных.

"Особенностью нашей ракеты является то, что она фактически обеспечивает поражение любых типов целей. Общее количество осколков достаточно велико, что обеспечивает при подрыве ракеты в районе цели разрушение корпуса цели, причем любых практически целей", — отметил Скорик.

Что это за "практически любые цели", инструктор так и не пояснил, однако дал понять, что во время проведения так называемой антитеррористической операции именно работе с зенитно-ракетными комплексами "Бук" уделяется особое внимание, — практики у курсантов теперь почти вдвое больше, а занятия в харьковском университете начались на месяц раньше обычного. Нововведения объясняют нехваткой специалистов.

С начала июля украинская армия стягивала расчеты зенитно-ракетных установок "Бук" в зону АТО почти со всей страны. Например, на кадрах, которые сняли сами украинские силовики, — те самые комплексы "Бук" находятся как раз в районе боев с ополченцами. Видео опубликовано 16 июля, за день до катастрофы Boeing. Станция обнаружения не просто стоит, а работает.

Еще один расчет. "Буки" украинской армии — тоже в зоне АТО. Репортаж местного телевидения. Ведущий за кадром рассказывает, что украинские военные начали самостоятельно ремонтировать комплексы. Однако ни в одном ролике ни журналисты, ни сами военные вопросом, зачем украинской армии столько зенитно-ракетных комплексов "Бук" и уж тем более десятки новых профессионалов, если у ополченцев нет и не было авиации, не задаются.

Видеозапись опубликовал лично глава Министерства внутренних дел Арсен Аваков. 18 июля, 4:50 утра. Якобы тягач с загруженным гусеничным ракетным комплексом двигается через Краснодон в сторону российской границы. Однако фальшивку быстро разоблачили: интернет-пользователи заметили адрес на билборде, из которого ясно, что видео снято не в Краснодоне, а в Красноармейске, который с 11 мая контролировался нацгвардией. Важная деталь: у комплекса, который перевозит тягач, нет одной ракеты. По словам специалистов, обычно "Буки" перевозят либо с полным комплектом ракет, либо и вовсе без них, а в таком виде пусковые установки перемещают только после выстрелов.

Любопытно, что именно в Красноармейске на момент уничтожения Boeing находился 156-й зенитно-ракетный полк, который, по данным источника в силовом ведомстве Украины, 17 июля проводил учения по уничтожению условных воздушных целей в небе над Донецкой областью.

"Длительное время украинская армия не принимала участия в учениях, где проводились бы боевые стрельбы с пусками ракет именно этого комплекса. Ракета может по ошибочным действиям оператора произвести старт, и это печально заканчивается, как правило", — отметил Александр Тазехулахов, генерал-майор запаса, бывший заместитель начальника войсковой ПВО ВС РФ.

Версию о том, что малайзийский лайнер был сбит именно "Буком", подтверждает и немецкая разведка. Однако, по ее данным, ракету выпустили ополченцы. Об этом пишет немецкий журнал Spiegel. "Пророссийские ополченцы захватили в одной из украинских частей комплекс "Бук" и 17 июля выпустили из него ракету, которая взорвалась вблизи малайзийского авиалайнера с 298 пассажирами на борту", — говорится в издании.

Важная деталь — автор этой фразы — корреспондент, который якобы пересказывает доклад. Дословно из секретного документа в журнальной заметке процитированы только четыре слова: "это были пророссийские сепаратисты". Все остальное — выводы журналистов, над которыми работали почти две недели, — сам доклад был опубликован 8 октября. Главный аргумент в пользу причастности ополченцев к трагедии — наличие неких фотографий, которые, как утверждают корреспонденты, сполна доказывают их вину. Самих снимков не прилагается. Почему?

"Это система вооружения, в которой должно быть задействовано минимум 20-25 человек. Причем эти люди должны прекрасно владеть своей специальностью, чтобы им можно было пользоваться. Этому учат 5 лет офицеров. Обучить шахтера за несколько дней умению применять данный комплекс оружия просто невозможно", — заявил Юрий Кнутов, директор Музея войск ПВО, военный историк.

Для стандартного развертывания "Бука" требуется не только сама пусковая установка, но и еще три вспомогательные машины — командный модуль, радиолокационная станция обнаружения, а также заряжающая машина, которых у ополченцев нет и никогда не было. Однако в немецком докладе, а точнее в том, как его преподнесли журналисты, этой информации нет, как и нет данных о том, почему украинская сторона до сих пор не предоставила записи переговоров наземных служб ПВО, а также данные о количестве и местах расположения своих установок "Бук", почему не опрошен штаб так называемой антитеррористической операции.

"Сейчас важно не хвататься за очередную высказанную версию, а попросить разведку Германии предоставить для всеобщего обозрения те самые секретные сведения, якобы имеющиеся и доказывающие причастность той или иной стороны к катастрофе", — уверен Александр Нерадько, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта.

Прошла неделя — Берлин молчит. А вот у немецких летчиков, которые провели собственное расследование и предметно изучили фотографии обломков самолета, совершенно другая версия уничтожения лайнера.

"То, что нам пытаются внушить, — абсолютная чепуха. На большом снимке четко видно, что диаметр круглых входных отверстий на обшивке самолета составляет 30 миллиметров. Подобные следы ракета класса "земля-воздух" оставить не может. Я 16 тысяч часов сидел в подобных кабинах пилотов, поэтому знаю, если дыра в прошивке здесь, то попал он точно в живот капитана судна", — пояснил Питер Хайсенко, авиационный эксперт.

Версию о том, что самолет могли сбить самолетом, подтверждают и очевидцы трагедии.

В Российском союзе инженеров провели детальный анализ обломков и предположили, из чего именно штурмовик мог вести огонь.

"Пробоины носят одинаковый характер и напоминают пробоины от авиационной пушки калибром от 23 до 30 миллиметров. Как раз на таких самолетах, как Су-25, могут быть установлены штатные авиационные пушки ГШ-32. Это двуствольная авиационная 30-миллиметровая пушка. Элемент поражения корпуса совершенно не характерен для поражающего элемента "Бука", который имеет другую форму", — сказал Иван Андриевский, первый вице-президент Российского союза инженеров.

Однако, продолжают эксперты, одной пушки для того, чтобы сбить лайнер, было бы недостаточно, и штурмовик мог выпустить ракеты "воздух-воздух".

Ракета Р-60, которая входит в состав штатного вооружения штурмовика Су-25. Несмотря на то что на вид она кажется не слишком большой, одной такой достаточно, чтобы уничтожить огромный самолет. Вес всей ракеты — около 45 килограммов. При подлете к цели боевая часть разрывается, превращается в кольцо поражающих элементов. Выглядят они как маленькие стержни, вонзаются в двигатель объекта, одновременно происходит взрыв, и цель распадается уже в воздухе.

Однако это лишь одна из версий. Любопытно, что международная комиссия уже наверняка знает ответ на вопрос, из какого оружия был сбит Boeing, — в их распоряжении уже несколько месяцев тела погибших, в которых должны были остаться либо поражающие элементы "Бука", либо пули от авиационной пушки. Почему данные до сих пор держат в секрете, не ясно.

Сегодня