Год в майдан-угаре: раскол цвета хаки


Фото ТАСС.


Фото ТАСС.

Киев. Евромайдан. 21 ноября 2013-го. Как романтично все начиналось. И даже пресловутые булочки Нуланд "по ту сторону баррикад" уже не воспринимаются абсолютным злом. Потому что затем снайперы расстреляли мирный Майдан "первой волны", и пролилась первая кровь.

Киев. Евромайдан. 21 ноября 2013-го. Как романтично все начиналось. И даже пресловутые булочки Нуланд "по ту сторону баррикад" уже не воспринимаются абсолютным злом. Потому что затем снайперы расстреляли мирный Майдан "первой волны", и пролилась первая кровь.

Но тогда – год назад — вряд ли поп-дива Руслана, обещавшая со сцены на Майдане сжечь себя ради свободы Украины, могла представить, что вскоре действительно будут и сожженные заживо, и тысячи убитых, и десятки тысяч калек, и беженцы, лишившиеся своих домов.

А пока еще вечер 21 ноября 2013-го. И в "Фейсбуке (запрещена в РФ)" (запрещена в РФ) украинского журналиста Мустафы Найема появляется запись: "Встречаемся в 22:30 под монументом Независимости. Одевайтесь тепло, берите зонтики, чай, кофе, хорошее настроение и друзей". Этот момент вспоминают, в частности, журналисты украинского "Репортера".

Проходит месяц, и в конце декабря украинские социологи выясняют: 49,4% украинцев воспринимают ситуацию в стране как "взрывоопасную", однако большинство все еще полагает, что гражданская активность населения (Майдан) может повлиять на сложившуюся ситуацию.

Через два месяца — 22 февраля 2014 года — Янукович низвергнут решением парламента. На Майдане уже выступила Юлия Тимошенко. В "Фейсбуке" появляется запись все того же Мустафы Найема: "Ощущения победы как-то нет вообще".

То, что будет происходить в стране дальше, представить, наверное, не мог никто из тех, кто стоял на Майдане "первой волны".

В борьбе за свободную Украину вдруг забылось, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. И этот "другой", с которым ты сидел за одной партой и запросто находил общий язык, вдруг стал "колорадой", "ватником", "сепаратистом" и "террористом".

Не желая признавать, что началась самая настоящая гражданская война, киевские власти продолжают называть противостояние на востоке Украины "антитеррористической операцией". А в это время в прямом смысле этих слов брат идет на брата. От новостей с Украины люди сходит с ума. Из-за разных взглядов рушатся семьи, близкие друзья превращаются в заклятых врагов… И не только на Украине, но и в России.

Теперь в России за шарфик в "жовто-блакитних" тонах можно получить в глаз. А на Украине за георгиевскую ленточку – пулю. Или быть сожженным заживо своими же соседями – как в одесском Доме профсоюзов.

Теперь Украина не пускает к себе наших журналистов, а мы – их сало, водку и конфеты.

Теперь одни носят на груди маки, а другие – георгиевские ленточки.

Теперь в соцсетях любая новость о событиях на Украине сопровождается комментариями, которые Роскомнадзору лучше не читать. Впрочем, даже в обсуждении безобидной новости о котиках можно наткнуться на комментарий об "укропах" или "ватниках".

Теперь пол-России — "диванные генералы". И даже если слышишь от знакомых: "Ну сколько можно? Новости с Украины лезут изо всех щелей, от них нигде не скрыться!", то далее все равно следует словесный пассаж. Коротенько, минут на сорок. О том, каким образом можно быстрее закончить войну на востоке Украины, и какие же они все-таки "сво…" (понятно, что "сво…" бывают разными, в зависимости от политических предпочтений).

При этом СМИ Украины пытаются сделать вид, как безразлично им все, что творится в России. Подумаешь: всего лишь с десяток новостей в день – о том, что в России дорожают гречка и доллар, что сказал Лавров и как выглядит Путин.

Российские СМИ не остаются в долгу и тоже напоминают соседям об их "успехах". Что (по сведениям их же, украинского, Нацбанка) гривна за год обесценилась на 100%, а бюджет на 2015 год сокращен более чем в два раза. Но есть и положительная динамика: в течение последнего года количество людей, которые считают себя патриотами Украины, увеличилось с 81 до 86%.

Так говорят украинские социологи. А еще они говорят, что если бы сегодня проводился референдум о вступлении Украины в НАТО, то половина опрошенных (51%) проголосовали за вступление в альянс.

Казалось бы – очевидно: разошлись за год у соседей пути-дорожки. Но почему-то на зарубежном курорте в "третьей стране" парень из Нижнего Новгорода, мать которого осталась в Донецке под бомбежками, играет в теннис с парнем из Львова. А перед игрой – на русском языке – они договариваются: просто отдых, просто теннис, никакой политики. И пожимают друг другу руки.

Впрочем, это, скорее, исключение, чем правило. И на фоне событий, которые за минувший год произошли у нас (и в России, и на Украине) по-новому зазвучала песня, которую задолго до Майдана-2013 написал легендарный главный редактор журнала "Огонек" Виталий Коротич, а с украинского перевела киевлянка Юнна Мориц.

Есть в ней и такие слова:

Переведи меня через майдан,
Где плачет женщина, — я был когда-то с нею.
Теперь пройду и даже не узнаю.
Переведи меня через майдан.
(…)
Переведи… Майдана океан
Качнулся, взял и вёл его в тумане,
Когда упал он мёртвым на майдане…
А поля не было, где кончился майдан
.

В Интернете эту песню назвали "неофициальным гимном событий в Киеве" и под нее вспомнили то, что происходило на Майдане, начиная с 21 ноября 2013 года.