Пресс-релизы вносят дезинформации в научные новости больше чем СМИ

Пресс-релизы, одобренные самими учёными, содержат множество преувеличений значимости проведённых научных работ

Пресс-релизы, одобренные самими учёными, содержат множество преувеличений значимости проведённых научных работ
(фото Doug Cannell).

Новое исследование предполагает, что большая часть обмана и дезинформации о научных работах в сфере здравоохранения проистекает из университетских пресс-релизов, почти всегда заранее одобренных самими учёными.

Исследователи любят обвинять новостные СМИ, пишущие о науке, в том, что они вводят читателей в заблуждение и неверно преподносят информацию. Однако результаты нового исследования показывают, что большая часть обмана и дезинформации о научных работах, по крайней мере, в сфере здравоохранения, поступает в новости из университетских пресс-релизов. И это притом, что они почти всегда заранее одобрены самими учёными.

"Учёные должны нести ответственность за гиперболизацию в пресс-релизах своих исследований", – пишет Кэтрин Коллинз (Catherine Collins), диетолог Национальной службы здравоохранения в Лондоне.

Исследование рассмотрело 462 пресс-релиза, выпущенные в 2011 году двадцатью ведущими британскими научно-исследовательскими учреждениями. Оказалось, что 40% работ, содержащих информацию об исследованиях, касающихся здравоохранения, содержат преувеличения, при этом 36% статей об исследованиях клеток или животных завышают значимость научных работ для человека.

Эти преувеличения затем распространяются в средствах массовой информации. Исследование показало, что когда пресс-релизы позволяют себе вольности с научными фактами, 58% новостей переоценивают медицинские советы, 81% — публикуют неверные причинно-следственные связи и 86% — преувеличивают значимость в отношении человека. Для сравнения: если статьи в СМИ основаны на простых, не одобренных исследователями пресс-релизах, лишь 10-18% в конечном итоге публикуют дезинформацию.

Авторы анализа пришли к выводу, что повышение точности научных пресс-релизов поможет снизить заблуждения аудитории, связанные со здравоохранением.

Также авторы исследования отмечают, что сотрудники пресс-служб университетов — не единственные виновные в этой ситуации. Многие исследователи преувеличивают значимость своих научных работ в надежде получить финансирование за счёт внимания медиа к псевдосенсациям.

Однако и средства массовой информации далеко не безупречны: многие журналисты выходят в своих выводах за пределы хвалебных пресс-релизов.

Авторы данного исследования утверждают, что их работа подчёркивает необходимость совместной ответственности учёных, сотрудников пресс-служб, журналов и журналистов, когда дело доходит до презентации нового исследования.