Про школьный спектакль и кашу в головах. Реплика Андрея Норкина


фото: facebook.com

В социальных сетях появился рассказ жителя Санкт-Петербурга о рождественском спектакле, поставленном в школе, в которой учится его сын. История стремительно набирала популярность, и к вечеру количество ссылок на нее уже невозможно было подсчитать.

В социальных сетях появился рассказ жителя Санкт-Петербурга о рождественском спектакле, поставленном в школе, в которой учится его сын. История стремительно набирала популярность, и к вечеру количество ссылок на нее уже невозможно было подсчитать.

Случай, действительно, забавный. Двенадцатилетний мальчик некоторое время назад сообщил родителям, что на школьном празднике должен будет сыграть роль Иосифа Сталина, что-то сообщающего какой-то женщине. Что и кому сообщающего – это мальчик забыл, а родители не стали уточнять, поскольку, как было понятно из повествования, театральные традиции в этом учебном заведении давние и богатые.

Некогда этому же мальчику досталась роль Арбуза. Но спокойствие родителей сыграло с ними злую шутку. Они не придали значения информации о том, что спектакль – рождественский. Когда выяснилось, что ребенок играет роль "библейского Иосифа", сообщающего благую весть Деве Марии, было уже поздно. В результате мальчик так и предстал на сцене со сталинскими усами и в военном френче.

Можно, конечно, весело посмеяться над этим курьезом. А повеселившись, можно и поразмышлять. Наверное, от двенадцатилетнего подростка нельзя требовать столь глубоких исторических и религиозных познаний, но от постановщиков спектакля, думаю, можно было ждать большего. Хотя бы информированности о том, что благую весть сообщал, конечно же, никак не Иосиф Виссарионович Сталин, да и не Иосиф вообще. А архангел Гавриил.

"Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус".

И у меня возникает вопрос: "Педагоги в этой школе не в состоянии найти необходимый эпизод в Библии, или они вносят таким образом собственное видение рождественских событий?" Помните, в фильме "Реальная любовь" героиня Эммы Томпсон была шокирована, когда ее дочь сообщила, что получила в рождественском спектакле роль омара, пришедшего приветствовать появление на свет младенца Иисуса? Я никогда не считал себя ханжой и не собираюсь сейчас разбирать в подробностях случившееся. И тем более, требовать каких-то административных мер в отношении учителей этой школы. Я просто думаю о том, что в постоянном раздражении от нашего школьного образования, слишком много традиционного недовольства властями и маловато самокритики.

Я целиком и полностью разделяю озабоченность педагогов и перегруженностью школьной программы, и нехваткой кадров, и проблемами с материальным обеспечением школ. Но очень часто, то, что говорит, что делает учитель, что вкладывает он в голову своих учеников, зависит только от самого учителя. И ни от кого больше!

Подумаешь, не объяснили ребенку разницу между плотником и генералиссимусом, подумаешь, перепутали всех библейских персонажей, что в этом страшного? А то, что это – азы. И если с самого начала не обращать внимания на то, что вы говорите детям, количество подобных ошибок будет только множиться. И тогда никакими реформами образования исправить положение уже не удастся.

Вспомните, как зажигательно выступал на последнем заседании Госсовета Владимир Жириновский. Я не буду сейчас его цитировать, вы можете найти его речь в Интернете, но проблему он обозначил точно. У наших школьников – полная каша в головах. И с этим нужно что-то срочно делать. У меня нет простого и эффективного рецепта. Разве что, я не согласен с главным выводом Жириновского: "Надо всех сажать, тогда появятся новые творческие гении. Потому что в комфортных условиях творить никто не будет". Но я абсолютно уверен, что существующие сложности — не с детьми, сложности – со взрослыми! Разгребать необходимо не "детскую кашу", а "взрослую"! Потому что, если не сделать это вовремя, никакую программу реализации государственной культурной политики выполнить будет просто невозможно. Потому что в такой ситуации, субкультура берет верх над культурой. Ибо она проще, доступнее, агрессивнее.

Вряд ли вы будете спорить, что Донателло, Микеланджело, Рафаэль и Леонардо – это, в первую очередь, Черепашки-ниндзя, а только потом – великие творцы Эпохи возрождения. Дай Бог здоровья Черепашкам-ниндзя, у них была трудная судьба, они росли в канализации, ели одну пиццу, а уму-разуму их обучала крыса. Но, мне кажется, что их тезки заслуживают никак не меньшего внимания детей. А зависит это от нас – родителей и педагогов. Нужно только быть чуточку внимательнее к деталям.