Тема:

Крушение Boeing-777 под Донецком 2 месяца назад

Свидетель гибели малайзийского Boeing боится за свою жизнь

К счастью, история со сбитым над Украиной малайзийским Boeing получила реальный шанс быть расследованной. 22 декабря появился первый живой свидетель. С Украины сбежал в Россию. Он опасается за свою жизнь и пока не хочет на публику открывать свое лицо.

К счастью, история со сбитым над Украиной малайзийским Boeing получила реальный шанс быть расследованной. 22 декабря появился первый живой свидетель. До сих пор желающие либо нежелающие расследовать катастрофу, что в июле уходящего года унесла жизни почти трехсот человек, располагали лишь грудой железа, малоинформативными черными ящиками и кипой электронной информации, которую легко утопили в мутном потоке подделок. И вот — первый свидетель! С Украины сбежал в Россию. Он опасается за свою жизнь и пока не хочет на публику открывать свое лицо. Но человек есть. Живой. Называет четкие даты и имена.

По словам свидетеля, молодой капитан украинских ВВС Владислав Волошин, скорее всего, и сбил малайзийский Boeing ракетой "воздух-воздух" 17 июля.То, что капитан Волошин действительно существует, в украинских ВВС уже подтвердили.

Свидетель говорит, что, вернувшись 17 июля с задания, капитан Волошин нервничал и сказал, что "самолет оказался не в том месте не в то время". Если так, то капитан сожалеет. Но сожалеет не о том, что сбил гражданский самолет, а о том, что не тот сбил. А тот — это какой? Здесь — многоточие.

Капитан украинских ВВС Владислав Волошин действовал, с одной стороны, на свой страх и риск, а с другой, — военный летчик в небе — всегда часть большой системы. В данном случае — целой спецоперации, в которой задействованы и наземные службы, и военное командование, и политическое руководство. Военный летчик на боевой машине — это же не птица вольная, он выполняет приказ.

Пилота Су-25 в украинском небе, с подвешенными ракетами "воздух-воздух" трудно сравнить, скажем, с охваченным лишь персональной сверхцелью поэтическим орлом у Николая Гумилева: "Орел летел все выше и вперед, к престолу сил сквозь звездные преддверья, и был прекрасен царственный полет, и лоснились коричневые перья".

"Шмальнули там случайно. Думали, по одному, попали по другому" — помните то признание Коломойского российскому пранкеру Алексею про малайзийский Boeing по Skype? "Случайно так получилось, никто специально не хотел его завалить. Boeing жалко, людей жалко. Попадают в неправильные руки какие-то серьезные вещи, и получается", — сказал Коломойский.

Олигарх-губернатор Коломойский — владелец частной армии. Может, и украинскую боевую авиацию уже частично приватизировал? Такая версия дает официальному Киеву хоть какой-то шанс, мол, Коломойский, не мы же. И действительно, показания первого живого свидетеля полностью совпадают с признаниями Коломойского, мол, хотели сбить одного, а попали в другого. Понятно, что даже такой сюжет не исключает ракету "Бук" типа "земля-воздух". Это же спецоперация! Сбивать так сбивать. Для надежности, как говорится, из всех стволов.

Так или иначе, а появление первого и единственного пока живого свидетеля вынуждает в рамках добросовестного расследования начать проработку новой линии. Для этого капитана Волошина следует как можно скорее предъявить специалистам международной группы расследования и допросить. Где, например, капитан Волошин был 17 июля? Украинская сторона говорит, что в тот день Волошин не совершал вылетов, а его Су-25 был в ремонте. Но кто тогда ремонтировал 17 июля волошинский Су-25? Надо снять показания и у ремонтной бригады аэродрома и у тех, кто был рядом, у диспетчеров, у всех. Плюс данные объективного контроля, полетные журналы и так далее.

Если нарываемся на противоречия, то проверяем все до мелочей. В любом случае капитан Волошин теперь обязан в рамках расследования пройти и проверку на детекторе лжи. Пусть в Голландии или Малайзии, но сделать надо.

Важно, чтобы капитан Волошин сейчас вдруг не пропал, чтобы здоровье 26-летнего пилота украинских ВВС не пошатнулось, чтобы жизнь его странным образом не прервалась. Не хочется думать об этом, но капитан Волошин до сих пор почему-то не дал ни одного интервью и не показался на телевидении.
Значит, его уже прячут. Как бы не потерять летчика совсем... Ведь молодой парень оказался в крайне опасной ситуации, когда одним он очень нужен, а другим уже не нужен совсем. Причем нужен он тем, кто далеко, а не нужен тем, кто совсем рядом.

2010 год. До кровавого Майдана и войны — четыре года. Выпускной вечер в Харьковском университете воздушных сил. Главным героем в репортаже местного телеканала стал целеустремленный и перспективный Владислав Волошин.

Летать мечтал с детства. Владислав Волошин сперва поступил в Луганский военный лицей штурманов, после приехал учиться в Харьков. Спустя четыре года он вспоминает, как впервые поднял самолет в небо. По его словам, его переполняли эмоции.

Через месяц Владислав будет осваивать новые для него летательные аппараты, Су-25. Его друзья разлетятся по всей Украине.

"К сожалению, война расставила не очень хорошие акценты в жизни моих выпускников. Многие оказались по разные стороны баррикад", — отметил преподаватель Луганского военного лицея штурманов Олег Федотов.

Преподаватель Владислава Волошина сейчас в шоке. Именно его ученик может быть виновен в гибели малайзийского Boeing и смерти 298 человек.

"Может быть, его использовали втемную", — говорит Федотов.

Имя Владислава Волошина назвал военнослужащий аэродрома под Днепропетровском, который лично видел, что в день трагедии 17 июля в воздух поднялись три истребителя, один из них — капитана Волошина — был снаряжен ракетами "воздух-воздух". Обратно он вернулся уже без этих ракет.

У газеты "Комсомольская правда", опубликовавшей интервью с военнослужащим, нет никаких сомнений, что человек говорит правду. Журналисты проверили его паспорт, биографию — он действительно работал на этой авиабазе. В Россию приехал из-за происходящего на Украине и очень долго раздумывал, рассказывать ли то, что знает. Ведь понятно, что за ним и его родственниками нынешние киевские власти объявят настоящую охоту.

"Он был очень зажат, обеспокоен, дергал одной ногой, — вспоминает специальный корреспондент "Комсомольской правды" Дмитрий Стешин. — Мы много раз возвращались к одним и тем же вопросам, проговаривали их по новой. Если бы это было подставное лицо, он бы заливался соловьем".

Интервью журналисты показали военным экспертам. Они сразу обратили внимание на детали, о которых может знать только специалист.

"Он упомянул три слова, которые применяются в приложении к самолетам Су-25, стоящим на вооружении украинской армии. Это технические подробности, которые мы обнаруживали, долго с ним разговаривая", — сказал Владимир Сунгоркин, главный редактор "Комсомольской правды".

Более того, свидетель прошел проверку на полиграфе в Следственном комитете России, которая подтвердила: человек говорит то, что действительно знает. Сейчас решается вопрос о предоставлении ему государственной защиты по программе защиты свидетелей.

"Эти факты, которые сейчас вскрываются, в том числе факты от очевидца, который работал на аэродроме, с которого взлетали боевые самолеты, очень упрямые. Мы возбудили уголовное дело. Этот процесс невозможно будет игнорировать, на эти вопросы рано или поздно придется ответить. Где данные с американских спутников, которые видели этот район в тот трагический день?Где данные с американских самолетов Awak, которые летали над этим районом, где в конце-концов показания днепропетровских диспетчеров, которые вели этот участок неба над Украиной? Мы также, что немаловажно, давно попросили предъявить нам журнал вылетов боевых самолетов Украины, которые базируются в этом районе. Ничего из этого сделано не было", — заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

После обнародования показаний свидетеля Киев молчал более суток. Но в итоге все-таки пришлось признать: в воздушных силах Украины действительно служит капитан Волошин, а дальнейшие заявления были предсказуемы — украинский штурмовик не сбивал малайзийский Boeing.В Службе безопасности привели аргумент: именно 17 июля капитан Волошин никуда не летал, потому что его самолет ремонтировался.

Но в СБУ не стали объяснять, за что именно капитан Волошин 19 июля, на второй день после авиакатастрофы, награждается орденом Мужества. Запись о награждении — на сайте президента Украины.

Немногословность и нервозность руководства СБУ понятны: весомых доказательств вины украинских Вооруженных сил стало еще больше. Минобороны России с первых дней катастрофы говорит о том, что рядом с малайзийским Boeing находился украинский Су-25.

Эту версию подтверждали и жители поселка Рассыпное, которые видели падение лайнера с уничтоженной кабиной пилотов.

"Он был с хвостом, но без кабины, без летчиков, то есть падал уже без кабины", — вспоминает один из жителей Рассыпного.

Слышать слова очевидцев катастрофы в западных странах не хотят. Так, сюжет корреспондента ВВС Ольги Ившиной сразу же после выхода в эфир удалили с сайта телекомпании. В ВВС исчезновение сюжета объяснили необходимостью его доработки и более подробного освещения в материале позиции киевских властей. Но эта позиция явно заключается в том, чтобы никто ничего не рассказывал.

Украинский диспетчер Анна Петренко, которая вела самолет в последние минуты, вот уже пять месяцев в отпуске и до сих пор не дала никаких показаний.

Теперь пропал и капитан Волошин, хотя раньше он любил давать интервью.

Украина, все страны Запада, даже Нидерланды, казалось, кровно заинтересованные в скорейшем расследовании катастрофы, словно забыли о чудовищной трагедии. В европейских СМИ все меньше публикаций, никто из иностранных журналистов не позвонил в "Комсомольскую правду" с просьбой рассказать о новом свидетеле. На расследовании так же активно, как и летом, фактически настаивает только Россия.

Впрочем, внезапное молчание большинства стран — это тоже ответ на многие вопросы.