Программа "Энергетика": газовые гарантии, курс на экологию и топливо будущего

В Брюсселе прошли трехсторонние переговоры по условиям зимнего пакета. Где Украина будет покупать газ? Тонкости закупок: что такое трубный трейдер и в чем специфика его работы в России? Что такое компримированный природный газ, и кто будет на нем ездить? А также самое чистое топливо.

Газовые гарантии: в Брюсселе прошли трехсторонние переговоры по условиям зимнего пакета. Где Украина будет покупать газ? Тонкости закупок: что такое трубный трейдер и в чем специфика его работы в России? Курс на экологию: что такое компримированный природный газ, и кто будет на нем ездить? А также самое чистое топливо: в Сан-Франциско собираются строить водородную заправочную станцию.

Итоги газовых переговоров в Брюсселе
Украина гарантирует бесперебойный транзит топлива в европейские страны и уже с октября начнет закупать голубое топливо у российского "Газпрома". Пока идет речь о двух миллиардах кубометров, на которые Еврокомиссия выделила 500 миллионов долларов. В свою очередь "Газпром" на осенне-зимний период отменяет правило "бери или плати", а так же дает Украине право заявлять максимально возможный объем суточных поставок, который соответствует максимальному годовому количеству газа, который предусмотрен контрактом 2009 года.

Алексей Миллер, председатель правления ПАО "Газпром" расскащал подробнее: "Теперь скидка предоставляется не в каком-то абсолютном размере, как она предоставлялась в свое время – 100 долларов за 1000 кубов, а скидка будет привязана к механизму ценообразования для стран Евросоюза, сопредельных с Украиной. Поэтому сегодня мы можем говорить о каких-то ориентировочных ценах".

Как утверждают эксперты, 17 миллиардов, которые должны быть закачены в ПХГ Украины к началу отопительного сезона, может не хватить. Если зима будет аномально холодной. Ответ Киева не заставил себя долго ждать — в начале недели министр энергетики Владимир Демчишин заявил, что два миллиардов кубометров планируется купить у "Газпрома", а остальное – в ЕС.

Тонкости закупок
В ближайшие несколько лет "Газпром" намерен реализовать стратегические для России и Европейского союза проекты. Речь идет о таких газопроводах как "Северный поток-2" и "Турецкий поток", а так же о трубе в Китай – "Сила Сибири".

Основа каждого – трубы большого диаметра. Недавно Федеральная антимонопольная служба направила Владимиру Путину жалобу по поводу схем, которые "Газпром" использует для закупки ТБД. Как утверждают в ФАС, эксперты службы установили, что доля участия трейдера — компании "Трубные инновационные технологии" — в общем, объеме закупок ТБД за два года составила 32%, в то время как максимальная доля отдельного производителя составляла не более 21%. В итоге снижение цены в договорах было незначительным.

В гостях у программы "Энергетика" — генеральный директор компании "Трубные инновационные технологии" Иван Шабалов.

- Здравствуйте, Иван Павлович. Давайте начнем с вопроса кто такой трейдер и в чем особенность работы трубного трейдера в России?

- Трейдеры – это довольно распространенная форма бизнеса, в частности в Америке, в Японии, и в Европе можно сказать, что 50 процентов проектов реализуются через трейдерские компании. Западные проекты осуществляются за счет предварительной подготовки. Порядка 60-70 процентов комплектации осуществляется до начала реализации проекта. Практика, которую используют основные наши компании, которые владеют трубопроводными системами (это "Газпром" и "Транснефть"), заключается в работе "с колес". В таких случаях требуется очень жесткое соблюдение логистических составляющих на стадии формировании производственной программы, на стадии транспортировки, на стадии комплектации у потребителя.

- То есть именно эти логистические составляющие мешают работать "Газпрому" напрямую с заводами?

- Нет, это не мешает. Дело в том, что заводы работают напрямую с "Газпромом". И странно, когда звучит, что только трейдер этим занимается. Смысл экономический, безусловно, лежит в основе. Когда касается группы прочности, диаметр и несколько толщин и больших объемах, то заводам довольно просто формировать такие лоты и свою производственную программу, а заказчику получать такие трубы. Когда речь идет о более сложной комплектации и потребитель довольно широкий, то здесь уже требуется трейдер.

- Заказчик может же сам заказывать необходимое количество труб столько на одном заводе, столько то на другом?

- Он так сейчас и делает!

- А трейдер то тогда зачем?

- Есть порог экономической эффективности – безусловно, заводы сначала формируют свою программу из крупных лотов, из приоритетных проектов, таких как Nord Stream, "Турецкий поток" или "Сила Сибири". Ни в коем случае, они не будут поставлять под удар основную программу мелкими заказами. При резком понижении объемов заказа по определенным видам продукции, экономическая целесообразность резко падает. Поэтому трейдеру удается, размещая это на разных заводах, формировать монтажность партии. Плюс заключается в том, что все-таки заводы там, где у них есть возможность, они загружают свое производство, а заказчик получает необходимую продукцию в определенном месте на определенных условиях.

- Ну, а объемы все же определяет трейдер – объемы, которые получает конкретный завод?

- Это да, формирует эту программу трейдер.

- О каких объемах идет речь и сколько труб с российских заводов нам в ближайшее время может понадобиться?

- Сегодня поставки напрямую, которые осуществляют российские предприятия, объем этих поставок составляет около 80%. Поэтому основная масса, подавляющая, осуществляется напрямую заводами. 20% – осуществляется трейдером. Начиная с 16-го по 20-й год, речь идет об объеме свыше 10 миллионов тонн. Только для "Газпрома". Это говорит о том, что российские предприятия будут загружены только "Газпромом" в этот период – около 70-80%. Это довольно серьезная загрузка российских трубных компаний.

Курс на экологию
Количество автомобилей в мире растет в геометрической прогрессии. Прямо пропорционально растет и загрязнение окружающей среды. Решить проблему могло бы чистое топливо – природный газ. На сегодняшний день на голубом топливе уже ездят более чем в 80 странах, а общее потребление газомоторного топлива составляет порядка 40 миллиардов кубометров в год. Как обстоит дело у нас?

Своего рода попытки развивать экологически чистое топливо в России были еще в 80-е. В рамках государственной программы в те годы "Газпром" построил около 200 метановых станций, но сейчас они загружены всего на 25%.

Виктор Зубков — председатель совета директоров ПАО "Газпром" поясняет: "Все равно эта программа не пошла. Почему она не пошла? Потому что те страны, которые сейчас очень активно развили рынок газомоторного топлива, они используют в полной мере четыре фактора. Первый фактор — это государственная поддержка, второй – это развитие газозаправочной инфраструктуры, то есть строительство современных газозаправочных станций, третий фактор – это наличие в стране широкой линейки автотранспорта, которая может работать на газомоторном топливе. И четвертое – это развитие потребительского спроса. Вот, если все эти четыре фактора комплексно задействованы, тогда в стране есть возможности развивать этот рынок".

Полноценное развитие началось в мае 2013-го, после совещания о перспективах развития газомоторного автотранспорта. Тогда вопрос расширения применения голубого топлива затронул Владимир Путин. "Россия занимает, к сожалению, только 20-е место по использованию автомобилей на газовом топливе, — констатировал он. — Безусловно, у нас есть все возможности – и ресурсные, и технологические – для того, чтобы занять здесь лидирующие позиции".

Сегодня говоря о развитии газомоторного топлива, прежде всего, имеют в виду не пропан-бутановую смесь, а компримированный природный газ. Это, по сути, готовое моторное топливо, которое добывают на месторождениях и перед заправкой в автомобиль сжимают в компрессоре. Оно хранится в баллонах при нормальной температуре и давлении 200 атмосфер.

Михаил Лихачев — председатель правления, генеральный директор ООО "Газпром", газомоторное топливо" добавляет: "С точки зрения цены, метан подешевле сегодня, по энергоемкости фактически равен, энергоэффективности, один куб метана – равен бензину. C точки зрения технологического использования он все-таки более энергоемкий, более энергоэффективный по отдаче своей".

Эта автомобильная газонаполнительная компрессорная станция в Башкортостане была введена в эксплуатацию еще в 1987 году. В этому году ее полностью реконструировали, оснастив новыми энергоэффективными компрессорами. Только на этой заправке планируется обслуживать порядка 500 автомобилей в сутки.

"В этом году, "Газпром. Газомоторное топливо" построит 25 новых современных газозаправочных станций, порядка 10 миллионов кубов каждая, — рассказывает Виктор Зубков. — Это очень солидные предприятия, которые могут обслуживать в день до 500 автомобилей. На будущий год 2016, мы построим 40 таких, и в 2017 году -70. К 2020 году мы будем иметь порядка 500 современных заправочных станций, которые могут потреблять в год порядка 5 миллиардов кубических метров природного газа".
На сегодняшний день заключены более 40 соглашений с регионами.

Самыми заинтересованными оказались Татарстан, Башкирия, Томская область. Стратегическое партнерство подписано и с Петербургом. На компримированный природный газ переведут в первую очередь муниципальную технику – на нем выгодно ездить на небольшие расстояния с циклическим движением. В Нижнекамске, например, сейчас идет строительство новой АГНКС прямо на территории автотранспортного предприятия.

"За год эксплуатации экономия по газу дает 17 миллионов рублей, — поясняет генеральный директор ООО "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие" Юрий Иванов. — Для нашего предприятия это очень существенно".

В рамках программы финансирования в прошлом году было закуплено около 1000 автобусов и коммунальной спецтехники, в этом году на компримированный природный газ перейдет еще порядка 1200 машин.

Экономическую выгоду чистого топлива уже в ближайшее время смогут оценить все желающие. "Предприятие "КамАЗ" построило в этом году новый цех на 8 тысяч автомобилей в год, — продолжает Виктор Зубков. — Эти машины будут использоваться, конечно, в стране и за рубежом, для того чтобы работать на газомоторном топливе".

"Подписано соглашение с "Автовазом" о выпуске пилотных автомобилей "Лада Ларгус", — сообщил председатель правления — генеральный директор ООО "Газпром газомоторное топливо" Михаил Лихачев. — Это такой полукоммерческий автомобильчик, причем он будет в двухтопливном исполнении производиться, то есть потребитель всегда сможет доехать на бензине, если случаем не будет возможности заправиться, но я вас уверяю, после заправки газом, после получения эффекта своего, он будет искать эти газовые заправки и требовать с нас".

К 2020 году в рамках программы перевода муниципального транспорта на газ в регионах будет использоваться более 34 тысяч единиц газомоторной техники. Как подсчитали в Министерстве энергетики, это позволит снизить затраты на 28 миллиардов рублей в год. При этом объем выбросов в атмосферу уменьшится почти на 15 тысяч тонн в год.

Для двигателей большого объема с высоким потреблением топлива, например, такие используются на магистральном, железнодорожном и водном транспорте, в будущем будут использовать сжиженный природный газ. Он хранится при температуре минус 163 градуса, в открытом пространстве не горит и не взрывоопасен. Его основной плюс в том, что инфраструктура может располагаться вдалеке от магистрального трубопровода.

Энергетика будущего
В Сан-Франциско ученые рассматривают проект строительства крупнейшей в мире водородной колонки. Для начала перевести на самое чистое топливо планируют дизельные паромы. Из очевидных плюсов его использования — энергоэффективность и экологичность. Вдобавок это не только устранит вредные выбросы, но и сделает паромы тише.

Потенциал станции впечатляет: она сможет обеспечивать около полутора тысяч килограммов водорода ежедневно, чего хватит не только для работы паромов, но и нескольких десятков автомобилей. По предварительным оценкам, один паром будет использовать около 1000 килограммов водорода в день, а вот автомобиль на водородных топливных элементах может использовать в среднем менее пяти килограммов водорода в неделю.

Само собой, у водорода есть и очевидные минусы, но ученые уверяют, с каждым днем шансов увидеть на улицах машину на водородном топливе становится все больше.