Толбоев о катастрофе "Боинга": техника подводит на 10 процентов, все остальное – человек


Валерий Матыцин/ТАСС


EPA


Валерий Матыцин/ТАСС

Несогласованность действий двух членов экипажа – одна из версий крушения Boeing 737 авиакомпании FlyDubai в аэропорту Ростова-на-Дону. Новые подробности катастрофы стали известны после расшифровки записей бортовых самописцев.

Несогласованность действий двух членов экипажа — одна из версий крушения Boeing 737 авиакомпании FlyDubai в аэропорту Ростова-на-Дону. Новые подробности катастрофы стали известны после расшифровки записей бортовых самописцев.

Исключать подобную версию нельзя, подчеркивает почетный президент Московского аэрокосмического салона (МАКС), Герой России, заслуженный летчик-испытатель Магомед Толбоев.

"По правилам полетов всегда принято, что за все отвечает командир, а второй пилот делает то, что приказывает командир. Командир всегда решает, как он будет летать – по приборам или визуально, предупреждает об этом второго пилота и дает ему указания", — цитирует Толбоева РИА Новости.

По словам Магомеда Толбоева, человеческий фактор является причиной большинства катастроф. И лишь 5-10% — это отказ техники.

"Если происходят какие-то внутренние разногласия, значит, в экипаже были два равноценных лидера, которые могли перебороть друг друга. А это недопустимо, — подчеркивает Магомед Толбоев. — Очень часто катастрофы и случаются от несогласованности действий экипажа".

У каждого самолета есть свои особенности, добавляет российский летчик-испытатель. Он добавляет, что летчики-испытатели для того и испытывают самолет, чтобы безопасно передать его в руки тому, кто будет его эксплуатировать.

"Так что все делается для того, чтобы самолет не разбивался. А дальше – это дело обученности экипажа", — констатирует Толбоев.

При расшифровке черных ящиков выяснилось, что экипаж при повторном заходе на ростовскую взлетно-посадочную полосу отказался от посадки. Один из летчиков отключил автопилот, взяв управление на себя. Такой маневр опасен для пассажирских лайнеров и чреват потерей управления из-за падения горизонтальной скорости. И в этот момент командир экипажа и второй пилот разошлись в поиске путей выхода из ситуации. Один из пилотов пытался увеличить скорость, а другой хотел вначале опустить нос машины. При этом летчики толкали свои штурвалы в противоположных друг другу направлениях. Эти действия пилотов вывели из строя электронику.

Это и могло привести к падению авиалайнера.

Летевший из Дубая пассажирский Boeing 737-800 разбился в аэропорту Ростова-на-Дону 19 марта. Самолет упал чуть левее взлетно-посадочной полосы при посадке в условиях плохой видимости. На борту находились 55 пассажиров и семь членов экипажа, все они погибли.

Следственный комитет России рассматривает три основные версии крушения Boeing: техническая неисправность, сложные погодные условия и ошибка экипажа.