В Службе безопасности Украины прокомментировали расшифровку переговоров киевского авиадиспетчера с самолетом белорусского перевозчика "Белавиа". 21 октября его вернули в аэропорт под угрозой поднять истребители. "Вполне возможно, что сработал человеческий фактор. Человек переусердствовал", — прокомментировали в СБУ.
Добавить, в общем-то, нечего. Выходит, сначала украинские силовики потребовали от сотрудников аэропорта любой ценой развернуть Boeing737с формулировкой "угроза национальной безопасности", а теперь спешат сделать хорошую мину при плохой игре и свалить все на диспетчера. Правда, и его критиковать не стали. Просто пожурили. Хотя безобидное слово "переусердствовал" вряд ли подходит к ситуации, когда пилота лайнера полного пассажиров шантажируют боевой авиацией.
Тем более, что, по словам специалистов, экипаж "Белавиа" действовал в строгом соответствии со всеми правилами: вылет из Киева ему разрешили, от курса он не отклонялся и воздушного пространства не нарушал.
МИД Белоруссии предупреждал, если Киев не извинится и не компенсирует моральный и материальный ущерб, то будут "предприняты дополнительные шаги".
И вот они сделаны. Терпение Минска лопнуло. Администрация президента Белоруссии через государственные СМИ обнародовала переговоры украинских диспетчеров с пилотами самолета "Белавиа", который они заставили развернуться. В противном случае пассажирский самолет угрожали подбить.
Диспетчер УВД "Киев-Радар": "Белавиа-840, Киев-Радар".
Пилот: "Слухаю".
Диспетчер: "Белавиа-840, поступило указание: вам надо, необходимо вернуться на аэродром вылета Жуляны. За невыполнение будет поднята боевая авиация на перехват".
Пилот: "А что случилось такое?"
Диспетчер: "В эфир не могу передать, у 840 по прибытии все узнает".
В этом документе звучат заявления об угрозе поднять в воздух истребители. И это была не инициатива диспетчера. В стенограмме переговоров называется ведомство, от которого исходили приказы.
Пилот: "А причину уточнили? "Белавиа" восемь четыре ноль".
Диспетчер: "Белавиа-840, говорит руководитель полетов. Информация о вашем возврате на аэродром Жуляны поступила от военного руководства, весь доклад более детальный вам скажут после посадки".
Пилот: "Понятно. Возвращаемся".
Минск выразил официальный протест и потребовал от украинской стороны возместить авиакомпании все понесенные в результате инцидента убытки. Прошло 10 дней, но никакого ответа на это не последовало.
"В целом у нас вызывает определенное удивление позиция украинской стороны, в отношение которой Беларусь всегда придерживалась добрососедских отношений и дружественной линии. Украинская сторона имела возможность добиться своих целей, не прибегая к принудительным действиям в отношении воздушного судна, а используя двусторонние механизмы по линии силовых структур", — подчеркнул пресс-секретарь МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик.
Как оказалось, сотрудникам СБУ нужно было посадить белорусский самолет, чтобы обыскать одного пассажира – гражданина Армении Армена Мартиросяна. Сам задержанный рассказал, что у него искали некий накопитель информации. Ничего не нашли и отпустили. Следующим рейсом он вылетел в Минск.
"В Киеве я был по личным вопросам. Никаких противоправных действий во время нахождения в Украине не совершал, — поясняет Армен Мартиросян, при задержании которого хотели использовать истребители-перехватчики. — У меня на руках есть акт, подписанный сотрудниками таможенной, пограничной служб и СБУ, что ничего незаконного, "угрожающего национальной безопасности страны" с Украины я не вывозил".
Мартиросян убежден, что пострадал из-за своей гражданской позиции, неугодной Киеву. Он потерял время и деньги за билет и намерен подать в суд на украинские власти.
Минск тоже может завалить Киев судебными исками. Угрозы СБУ поднять в воздух боевые истребители были абсолютно неправомерны, заявляют эксперты по воздушному праву, ведь пилоты ничего не нарушили.
"В ситуации, когда осуществляется нормальная связь между диспетчером и экипажем, когда нет риска того, что самолет может быть захвачен и применен в целях совершения теракта, угрозы применения боевой авиации выглядят несколько завышенными и чрезвычайными", — подчеркивает глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
По правилам, если самолет чужой страны нарушил границы или отклонился от курса и предоставленного ему коридора, то его могут предупредить, а затем и открыть огонь на поражение.
Но, в случае с "Белавиа" вылет был разрешен, полет выполнялся по согласованной трассе. От курса самолет не отклонялся, воздушное судно никто не захватывал.
"Все нарушено, грубейшие нарушения. Угрозы и перехват, все, что предписано Чикагской конвенцией не делать в отношении гражданских судов, Киев применил. Это факт, который требует серьезное расследования ИКАО", — настаивает эксперт по воздушному праву Виктор Бордунов.
Несмотря на незаконность требований, пилоту пришлось подчиниться, на нем лежала ответственность за жизнь 136 пассажиров и шести членов экипажа, которые находились в это время на борту.
"Мы должны выполнять команду диспетчера и мы ее выполнили: прямым путем вернулись в Жуляны. На первом месте у нас была безопасность полетов. И она была соблюдена на 100 процентов", — отмечает командир воздушного судна Виктор Шишло.
Киев извиняться пока не собирается. Пресс-служба СБУ 1 ноября 2016 года выступила с заявлением, где сказано, что они лишь "просили обеспечить возврат пассажира, речи об истребителях не было". На международных линиях разговор между диспетчером и командиром воздушного судна по правилам должен вестись на английском, и тут все можно было бы списать на трудности перевода.
Только в этой нештатной и стрессовой ситуации, говорили они на понятном друг другу русском языке.
А в нем слова "боевая авиация" имеет только одно значение и назначение – убивать.