Песков: в США наблюдается беспрецедентный раскол


www.facebook.com

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в эксклюзивном интервью "Вестям в субботу" рассказал о том, когда ждать первую встречу Путина и Трампа. Возможно ли "махнуться не глядя", будет ли отмена санкций в обмен на сокращение ядерного оружия.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в эксклюзивном интервью "Вестям в субботу" рассказал о том, когда ждать первую встречу Путина и Трампа. Возможно ли "махнуться не глядя", будет ли отмена санкций в обмен на сокращение ядерного оружия.

- Дмитрий Сергеевич, Дональд Трамп наш человек?

- Это не наш человек. Это человек американский. И, наверное, это самая большая ошибка со стороны западных аналитиков, со стороны некоторых наших политологов, полагать, что это наш человек. Наверное, большая ошибка предаваться каким-то иллюзиям в отношении будущего наших отношений в том плане, что будущее наших двусторонних отношений будет свободно от противоречий, от разногласий. Такого быть не может. Мы действительно две самые большие страны в мире. И существовать без трений, столкновений интересов мы не можем. Успех развития двусторонних отношений будет зависеть от того, насколько мы сможем подходить к решению этих противоречий на основе диалога.

- Недавно Трамп дал интересное интервью о том, что отмена санкций в отношении России возможна в ответ на такую асимметричную историю, как ядерное разоружение. Многим показалось: как здорово, как просто, оказывается, можно! Я боюсь, какая будет вторая фраза после этого. Сколько сейчас у России с Америкой ядерного оружия? По-моему, столько, что можно мир уничтожить раза полтора.

- Гораздо больше.

- То есть можно еще подсократить, и все равно мы мир разрушим. Но ведь американцы могут поставить вопрос о сокращении российского тактического оружия, которое в Европе является, собственно говоря, главным балансом в ответ на неравенство в обычных вооружениях между Россией и НАТО. О каком ядерном разоружении Москва могла бы говорить с Соединенными Штатами?

- В своем вопросе вы сами ответили на свой вопрос. Наверное, действующей администрации предстоит еще войти в курс дела, во все нюансы наших двусторонних отношений. Бьюсь об заклад, больше ему рассказывали про страшные кибератаки, про вмешательство русских во внутренние дела Америки, про попытки русских манипулировать чем угодно в Америке. Ядерное разоружение — это концептуальное зонтичное понятие, но оно состоит из огромного количества нюансов, о которых вы говорили. Оно не может быть диспропорциональным. Композиция этой ядерной составляющей в США и у нас в стране разная. И поэтому какие-то симметричные сокращения здесь абсолютно недопустимы и неуместны. Они могут привести к нарушению того, что является основополагающим моментом, — это ядерный паритет, ядерное сдерживание. И президент Путин об этом неоднократно говорил. Оно и играет критическую роль в обеспечении глобальной стабильности и безопасности. Поэтому увязывать вопрос санкций и вопрос ядерного сокращения вряд ли в будущем будет возможно с экспертной точки зрения. Наш президент неоднократно говорил, что вопрос санкций не является темой нашей повестки дня. Россия не была инициатором постановки этого вопроса. И она не будет, по словам Путина, инициатором отмены каких-то рестрикций. А что касается в целом зонтичного понятия ядерного разоружения, Россия всегда — и Путин тоже об этом говорил неоднократно — была и остается сторонницей сокращения ядерного оружия. Но справедливого, пропорционального и без нарушения вот этого равновесия.

- Очень многие мировые лидеры — от Петра Алексеевича Порошенко (там есть какая-то путаница) — до британского премьера Терезы Мэй — наперегонки сообщают о том, что у них запланирована встреча с Трампом.

- Не только в этом вопросе путаница.

- Что со сроками проведения саммита "двадцатки". Когда состоится первая встреча?

- Так или иначе главы государств встретятся. Мы ожидаем, что в ближайшие дни президент Путин позвонит президенту Трампу и поздравит его со вступлением в должность.

- По протоколу именно так? Президент России должен позвонить и поздравить?

- Безусловно. Это протокольная необходимость.

- Потому что обычно обращают внимание, кто кому звонил. У нас есть уже традиция историческая.

- Естественно. Пока каких-либо договоренностей, каких-либо решений на этот счет нет.

- Нет договоренности о встрече, но может быть. Но есть, наверное, ощущение, что должна быть некая сделка. По каким вопросом возможна российско-американская сделка? По Сирии, Украине?

- По Сирии нужна не сделка, а сотрудничество.

- Иранцы высказали недовольство тем, что американцев пригласила в Астану Россия.

- Да, иранцы высказались против участия. Вместе с тем Россия — об этом говорил наш министр иностранных дел — действительно пригласила американских представителей, экспертов для участия.

- Позиция Кремля как раз заключается в том, что они должны быть приглашены.

- В этом, наверное, определенные разногласия между Москвой и Тегераном. Но слишком сложная субстанция, чтобы была полная гармония в подходах. Поэтому какие-либо сделки там, наверное, маловероятны, слишком много сторон задействовано в процессе. Очевидно, что без участия США конструктивно урегулировать сирийскую проблему невозможно.

- А украинская проблема? Новых американцев при Трампе надо к этому привлекать?

- Это будет зависеть от позиции новых американцев, ведь "старые" американцы вместо того чтобы готовиться к инаугурации своего будущего президента, отправились в Киев. Карета скоро превратится в тыкву.

- Байден посетил Киев.

- И скоро пробьет полночь. А они поспешили в Киев, чтобы застолбить свою позицию абсолютной слепоты по периметру и исключительно концентрации на Киеве всяческого спонсорства, провокаций на границе со стороны Вооруженных сил Украины и так далее. Такая позиция неконструктивная. В каком русле она будет меняться, как она будет трансформироваться, будет ли новая модальность позиции США по Украине способствовать урегулированию, мы вместе с вами увидим совсем скоро.

- Давайте тогда не гадать, а посмотрим на то, что произошло. В канун инаугурации есть фактический график акций протеста против Трампа и внушительный список американских законодателей, которые отказались участвовать в этой инаугурации. Как на ваш взгляд, это свидетельство торжества американских конституционных свобод, которые американцы очень ценят, или, скорее, серьезного раскола в Соединенных Штатах, их ослабления? Может быть, и переговоры можно вести сейчас не только с США, а уже глядя на более широкий мир, например, есть Китай?

- То, что определенный раскол мы в США наблюдаем, это очевидно. Причем раскол достаточно беспрецедентный, который явно не способствует величию этой страны. Вместе с тем я предложил бы — по крайней мере, на официальном уровне — никак это не комментировать и оставить это все самим Соединенным Штатам Америки. Это самая большая, самая сильная страна в мире, которая сама должна справиться со своими проблемами. Мы всегда последовательно, очень жестко в хорошем смысле этого слова, агрессивно выступаем против того, чтобы кто-то залезал в наши внутренние дела и говорил нам, что хорошо в нашем обществе, а что плохо. Давайте продолжать эту жесткую позицию, но в то же время уважать внутренние дела других стран. Пусть наши американские партнеры сами разберутся со своими проблемами.