Интервью Сергея Нарышкина "Вестям". Полный текст

Глава администрации президента России Сергей Нарышкин дал эксклюзивное интервью "Вестям". Вести.Ru публикуют полный текст этой беседы.

Глава администрации президента России Сергей Нарышкин дал эксклюзивное интервью "Вестям". Вести.Ru публикуют полный текст этой беседы.

- Здравствуйте, Сергей Евгеньевич, спасибо, что нашли для нас сегодня время. Как в условиях кризиса работает администрация президента? Прошло ли у вас какое-то сокращение, было ли оно, как на большинстве российских предприятий, в российских ведомствах, закончилось ли?

- Администрация работает устойчиво. Действительно, в феврале месяце я поручил подразделениям администрации произвести сокращение на сто единиц. Это было сделано. Мы провели сокращение и сметы расходов администрации президента. Работаем в условиях кризиса. Устойчиво. Если вы спрашиваете о том, планируем ли мы провести какие-либо дальнейшие изменения в структуре администрации, то я ответил бы так на этот вопрос: структура администрации должна соответствовать объему и характеру задач, которые перед администрацией стоят в каждый данный момент времени. На мой взгляд, нынешняя структура оптимальна, она полностью соответствует решению тех задач, которые стоят перед администрацией.

- Можно сказать, что сокращение было полезно?

- Сокращение было полезно, оно произведено – сокращение и штатной численности и финансирования.

- Как проходит на сегодняшний день формирование кадрового резерва, влияет ли на это кризис каким-то образом?

- Безусловно, это была важная инициатива президента по формированию кадрового резерва – президентского, федерального и резерва на уровне субъектов Федерации. Вы помните, что к началу года резерв был в основном сформирован на уровне так называемой президентской сотни, тысячи. Шло активное и продолжается пополнение резерва федерального, по объему он составляет сейчас порядка 5 тысяч человек, а объем резерва субъектов Федерации – около 30 тысяч человек. Ну и это не просто цифры, это не просто сигнал, хотя и сам сигнал имел определенное и вполне большое значение для общества. Из первой президентской сотни около 10 человек получили новое назначение. Из так называемого резерва субъектов Федерации, который, как я уже сказал, составляет около 30 тысяч, примерно 150 новых назначений на различные уровни управления как в органы государственной власти субъектов РФ, так и в предпринимательский сектор. Действительно, это была важная инициатива. Она работает. Если вы спрашиваете, как будет организована работа с резервом в дальнейшем, то сейчас мы ведем работу совместно с ведущими учебными заведениями, такими как Академия народного хозяйства при правительстве РФ, Академия государственной службы. Учебные заведения готовят программы, по которым в случае необходимости участники вот этой программы будут получать дополнительную подготовку. Если говорить о президентской сотне и тысяче, то, помните, первая встреча с президентом – это отдельных представителей, человек 30, прошла 4 марта, на мой взгляд, прошла успешно. Мы будем планировать такие встречи с кандидатами сотни и тысячи не только с президентом, с председателем правительства, с руководителями министерств, ведомств, но и консультациями с успешными бизнесменами, которые имеют больший опыт работы, больший опыт решения глобальных задач, чем те молодые управленцы, может быть, не очень молодые управленцы, которые находятся вот в этой сотне и тысячи.

- Я на самом деле хотела спросить о критериях отбора прежде всего.

- Прежде всего это успешность, это готовность и способность решать новые новаторские задачи.

- Вы отметили, что на местах очень активно подключились к этому проекту. Здесь, наверное, стоит сказать о том, что партия "Единая Россия" активно предлагает свои кандидатуры. У меня вопрос: а другие партии имеют ли возможность выступать со своими инициативами, со своими предложениями и предлагать их правительству и президенту?

- Возможности равны у всех политических партий, и это очень хорошо, что партии также откликнулись на инициативу президента и начали формировать свой резерв кадровый. Это говорит о том, что партии вовлечены в такую активную жизнь нашего государства. Но, как я уже только что сказал, главный критерий при отборе кандидатов должен быть – профессиональная пригодность, целеустремленность, способность решать масштабные задачи, новаторское мышление, а не вовсе принадлежность к той или иной политической партии, а уж тем более политической ангажированности.

- Судя по тому, что сотня быстро стала тысячей, появились, кроме федерального резерва, региональные резервы, в нехватке таких профессионалов государство не испытывает?

- Государство всегда испытывает нехватку, недостаток, большую потребность в кадрах. Собственно, этот проект должен хотя бы частично решить эту задачу.

- Социологи недавно предоставили очень любопытную информацию. Большинство, критическое большинство молодых специалистов стремятся попасть на работу либо в госструктуры, либо в монополии. Самыми желаемыми местами работы становятся администрация президента, Сбербанк, "Газпром"… На ваш взгляд, с точки зрения развития бизнеса и экономики в целом не является ли это некой сомнительной тенденцией?

- Я не вижу в этом (чего-то сомнительного). Если сначала говорить о государственной службе и о желании молодых людей прийти на государственную службу, то это надо приветствовать. Ведь государственная служба, или, иными словами, служение государству не за страх, а на совесть – что может быть лучше этого? Ну а тем более все-таки стабильные условия, возможность видеть перспективу. А на государственной службе эта перспектива есть, и пословица "Какой солдат не хочет быть генералом?" в равной степени действует в любой сфере деятельности, в том числе и в государственной службе. Вы назвали несколько ведущих компаний, куда тоже бы хотели пойти на работу молодые люди в соответствии с этими исследованиями, я тоже результат этого исследования знаю – "Газпром", "Роснефть", Сбербанк – это тоже объяснимо. Во-первых, это раскрученные бренды, во-вторых, понимание стабильности, поскольку сами эти компании – они являются такими ключевыми, во многом системообразующими предприятиями российской экономики, поэтому совершенно не странно желание молодых людей попасть на работу в эти ведущие компании нашей страны. Это, на мой взгляд, не должно мешать и не мешает политике государства по укреплению иных секторов экономики, в том числе предпринимательского сектора и малого бизнеса. И конечно, государство заинтересовано в том, чтобы вот как раз вот этот сектор рос, чтобы в сектор малого бизнеса шли молодые талантливые люди, молодые управленцы. На мой взгляд, за последние годы государство сделало немало для укрепления правовой базы малого бизнеса, для поддержки предприятий малого бизнеса, и даже в условиях экономического кризиса. Ведь совсем недавно были приняты решения об увеличении предельной величины дохода малых предприятий. Малое предприятие имеет право на упрощенное налогообложение. Были приняты решения о снижении тарифов подключения к электрическим сетям, по ограничению сроков, когда это подключение должно произойти и так далее. То есть государство поддерживает мотивацию молодых людей, талантливых молодых людей – дает им возможность или основать свой новый бизнес или стать компаньонами уже существующего бизнеса.

- Создает условия, чтобы администрация президента не была пределом мечтаний для молодого специалиста, который ищет работу?

- Абсолютно. И в этом два очень серьезных и политических, и экономических аргумента. Во-первых, конечно, даже малый бизнес должен стать основой и экономического роста, и экономического благосостояния страны. Чем больше сектор малого бизнеса, тем более устойчивее и здоровее экономика. И потом – малый бизнес, это, конечно, основа так называемого среднего класса, который в свою очередь служит основой демократического государства, демократического общества.

- Приоритетом для государства является борьба с коррупцией и исполнение тех новых антикоррупционных законов, которые были приняты в течение года. Как вы оцениваете правоприменительную практику? И какие из существующих и вновь созданных механизмов кажутся вам наиболее эффективными?

- Сама коррупция – это сложное явление. Социально юридическое явление. Многофакторное. Поэтому бороться, преодолевать коррупцию следует по всем возможным направлениям. Я имею в виду и совершенствование законодательной базы, и изменение в целях преодоления коррупции системы государственного, муниципального и хозяйственного управления, и повышению правовой грамотности населения. Работа идет по всем трем направлениям. Был утвержден и национальный план преодоления коррупции. С точки зрения совершенствования законодательной базы в конце прошлого года был принят целый пакет антикоррупционных законов. С точки зрения совершенствования государственного управления, государственной службы – принято новая трехлетняя федеральная программа развития государственной службы. Сейчас находится в работе пакет указов президента, который будет регулировать порядок предоставления широкой категории государственных служащих и руководителей государственных корпораций и фондов сведений о своих доходах, имуществе и имущественных обязательствах. И, конечно, большой комплекс работы ведется в сфере государственного управления с тем, чтобы снизить издержки бизнеса и объем государственного администрирования в сфере экономики. Это и внедрение административных регламентов предоставления государственных услуг, внедрение электронных технологий с тем, чтобы различные административные процедуры были прозрачны, публичны. Такие процедуры как организация конкурсов на предоставление государственных и муниципальных услуг, управление государственным имуществом, предоставление различных лимитированных ресурсов как частотные ресурсы, природные ресурсы, и так далее. Работа идет по всем этим направлениям. И я хочу сказать, что мы начинаем работать в соответствии с международными стандартами преодоления коррупции. Тем более что Россия присоединилась к двум основным международным конвенциям по борьбе с коррупцией.

- Сотрудники администрации президента тоже готовили и подавали декларации о доходах?

- Да, мы сделали это так же, как это сделал президент. Для меня это тоже не новая задача. Будучи членом правительства, я в предыдущие годы дважды вместе со своими коллегами опубликовывал сведения о своих доходах, об имуществе в наших российских газетах.

- Важной частью вашей работы является поддержка связей с регионами. По каким принципам, по каким критериям сегодня оценивается деятельность успешной или менее успешной деятельности губернаторов?

- Конечно, мы заинтересованы в формировании сильного и эффективно губернаторского корпуса, потому что от руководителя субъекта федерации во многом зависит состояние экономики, состояние социального сектора, политическое здоровье региона. Четыре блока критериев я бы выделил. Первый – это показатели, которые содержатся в ежегодном докладе правительства президенту по эффективности использования региональных ресурсов, в том числе бюджетных. Это и макроэкономические показатели, и уровень поддержки малого бизнеса, развитие инженерной и социальной инфраструктуры, уровень безработицы и занятости населения. Это первый блок. Второй блок показателей характеризует степень доверия со стороны населения по отношению к губернаторам. Мы ведем системный мониторинг этих показателей. Это очень важно, чтобы руководитель региона пользовался доверием со стороны своего населения. Третья группа показателей характеризует уровень преступности, а главное, эффективность борьбы с преступностью со стороны правоохранительных органов, правоохранительных структур. Мы ведем мониторинг и этих показателей через полномочные представительства президента. Ну и в последние полгода образовался, я бы сказал, четвертый блок показателей, которые характеризуют успешность реализации антикризисных программ. Такие программы приняты во всех регионах. Во всех регионах под руководством губернаторов созданы соответствующие штабы или комиссии, по-разному это может называться, поэтому мы ведем постоянный мониторинг реализации этих антикризисных программ.

- И как часто вы подводите итоги?

- Постоянно.

- Одним из важных международных событий, которое произойдет в России в ближайшее время, будет Петербургский экономический форум. Совершенно очевидно, что настроение участников форума, как и руководителей страны и деловых кругов, будет существенно отличаться от прошлогоднего форума. Предстоят новые задачи, новые акценты в условиях кризиса. В связи с этим я хотела бы обратить внимание на следующее мероприятие, которое пройдет сразу после форума, – Зерновой форум. Он будет не менее представительным. Означает ли международное обсуждение проблем сельского хозяйства, проблем зерна в частности, появление некоего нового приоритета в глобальной экономике?

- Сам по себе Петербургский экономический форум стал уже значительным событием в международной экономической жизни. Зерновой форум проводится впервые, и сам факт проведения Международного зернового форума в России, в данном случае в Петербурге, говорит об авторитете России, авторитете российских производителей зерна на мировом рынке. Я напомню, что в прошлом году Россия вошла в четверку крупнейших экспортеров зерна. Это само по себе важное событие, тем более что если учесть, что зерно в структуре мирового продовольствия занимает порядка 40%. Для справки: мясо около 3%, овощи и фрукты – 17%.

- Хлеб всему голова.

- Хлеб всему голова. Видите, какая роль зерна вообще в структуре мирового продовольствия. И вы спросили, почему эта тема становится важной сегодня в условиях экономического кризиса. Надо вспомнить, что в прошлом году мы констатировали и наступление продовольственного кризиса. Ситуация с продовольствием, тем более с зерном, на мировых рынках по ряду обстоятельств – о них мы много говорили – обострилась. И продовольственный кризис стал частью, с одной стороны, мирового экономического кризиса, а с другой стороны, эксперты, и, я думаю, это будет подчеркнуто и на Зерновом форуме, считают, что решение проблем продовольственной безопасности может стать одним из локомотивов выхода мировой экономики из кризиса. И в этой связи, конечно, важной становится координирующая роль мирового сообщества в лице различных международных организаций, прежде всего, сельскохозяйственной организации ООН – ФАО. Ее роль – в координации усилий всех стран, а прежде всего, крупнейших производителей и экспортеров зерна с тем, чтобы мировой рынок зерна стал прозрачным, с тем чтобы были установлены справедливые условия работы всех участников этого рынка. И Россия здесь должна сказать свое слово.

- И последний вопрос, Сергей Евгеньевич. По воле России, в силу исторических и политических обстоятельств появились два новых государства – республики Абхазия и Южная Осетия. Так или иначе Россия несет за них ответственность. Южная Осетия готовится к парламентским выборам. Как вы прокомментируете, как вы оцениваете политическую и экономическую ситуация в республике в этот момент?

- Сразу скажу, ситуация, конечно, непростая. В результате совершенно циничной агрессии режима Саакашвили был нанесен большой ущерб Южной Осетии и Абхазии. Существенно была разрушена и социальная, и инженерная инфраструктура. Большие человеческие жертвы. Россия, конечно, не могла оставаться в стороне. Помогла, может быть, даже спасла Южную Осетию и югоосетинский народ от уничтожения. И у самого народа не было, не оставалось другого выхода, как только провозгласить свою независимость. И Россия, безусловно, признала независимость Южной Осетии. Сейчас идут большие восстановительные работы по восстановлению инженерной, социальной инфраструктуры. Хорошо, что возобновили работу демократические институты государственной власти. И в этом смысле, конечно, важным является событие, о котором вы только что сказали, – это предстоящие 31 мая парламентские выборы, которые, я уверен, подтвердят избранный путь на независимость, на укрепление южноосетинской государственности и, очень важно, на незыблемость Конституции и ее норм. И на недопустимость изменения Конституции в угоду каким-либо политическим изменениям. Россия оказывала и будет оказывать Южной Осетии всю необходимую экономическую, политическую, а если нужно – и военную помощь.

-Я благодарю вас за это интервью.

-Спасибо.