Архитектор с особым стилем: аллея Шехтеля приглашает на прогулку

В Москве появилась аллея Шехтеля. Ее назвали в честь знаменитого архитектора, и она идет от Садового кольца к Ермолаевскому переулку. Место выбрано не случайно: именно здесь располагаются сразу два шедевра великого зодчего, определившего облик Москвы начала XX века.

В Москве появилась аллея Шехтеля. Ее назвали в честь знаменитого архитектора, и она идет от Садового кольца к Ермолаевскому переулку. Место выбрано не случайно: именно здесь располагаются сразу два шедевра великого зодчего, определившего облик Москвы начала XX века.

"Если брать район между Тверской, Никитской и между кольцами Бульварным и Садовым — этот кусок Москвы наиболее густо сохранил постройки Шехтеля", — рассказывает профессор Московского архитектурного института Никита Шангин.

Неважно, строил ли он дом, театр или вокзал — всегда был виден его особый стиль. Рядом с этим сквером между Садовым кольцом и Ермолаевским переулком — сразу два бывших особняка Шехтеля. А аллея, чего несколько лет так добивались местные жители, отныне носит имя знаменитого архитектора.

"Теперь у нас вторая часть — снести вот этот ужасный ларек-самострой, где торгуют по ночам алкоголем. Из-за этого в сквере живут постоянно бомжи, сквер получается "мертвый" и в нем совершенно невозможно отдыхать. А на этом месте мы хотим восстановить храм, который здесь был — храм святого Ермолая", — говорит депутат муниципального собрания Пресненского района Елена Ткач.

О том, что здесь когда-то был храм, сегодня напоминает крест. Немец по крови, урожденный Франц Шехтель считал себя русским. Именно в этой не сохранившейся церкви в 1914-м он принял православие. Архитектор, стоявший у истоков русского модерна, зодчий, построивший в столице более 80 зданий, давно заслужил, чтобы его имя было увековечено.

"Мы советовались с жителями, выносили этот вопрос на рассмотрение муниципальных депутатов, вместе с ними собирали необходимые документы. В итоге родилось письмо — мы поддержали и жителей, и депутатов направили эти обращения в городскую комиссию", — говорит руководитель аппарата префектуры ЦАО г. Москвы Николай Малиничев.

Он проектировал дома для купцов и промышленников, богато украшал фасады, строил особняки, больше похожие на терема из сказок, где у каждой детали есть смысл и предназначение.

Готический замок на Патриарших Шехтель придумал для Саввы Морозова и его молодой супруги Зинаиды. Для архитектора особняк стал экзаменом на профпригодность. Чертежи по этому дому — а их он сделал около 700 — он сдал в качестве экзамена в Технико-строительный комитет.

Другая визитная карточка Патриарших — особняк на Никитских воротах текстильного короля Степана Рябушинского. Или другой яркий пример сочетания модерна с неоготикой: из скоропечатни Левенсона вышли первые работы Бунина, Чехова и Марины Цветаевой.

"Яркая особенность — это стеклянный купол, который находится наверху и который подсвечивал кабинет управляющего, и главное — вплетение природных элементов в архитектуру здания. Мы здесь повсюду можем увидеть изображение чертополоха — и на фасаде здания, и на входной группе в виде светильников", — говорит москвовед Денис Ромодин.

Хранят архивы и массу нереализованных проектов Шехтеля. Например, госпиталь для раненых Первой мировой — его планировали соорудить в Москве. А в Крыму архитектор лично подбирал место для будущего санатория.

"Это было под горой Алчак вдоль дороги у подножия. Два офицерских корпуса, соединенные между собой в центре объемом церкви. Церковь в армянском стиле", — показывает научный сотрудник Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева Людмила Сайгина.

Каждый из более чем 80 московских шедевров Фёдора Шехтеля заслуживает отдельного внимания — ведь особый стиль его творений во многом определил лицо столицы начала прошлого века.