Знаменитому дому Бориса Иофана угрожает снос

Жители дома №7 на Русаковской улице бьют тревогу. Разрушается творение знаменитого архитектора Бориса Иофана, автора легендарного "Дома на набережной". Жильцы опасаются, что он может пополнить длинный список потерянных для столицы исторических зданий.

Жители дома №7 на Русаковской улице бьют тревогу. Разрушается творение знаменитого архитектора Бориса Иофана, автора легендарного "Дома на набережной". Жильцы опасаются, что он может пополнить длинный список потерянных для столицы исторических зданий.

Уютный двор, арки, светлая облицовка – ничего общего с монументальным "Домом на набережной". Однако все это творение легендарного Иофана. Три здания на Русаковской – его первый московский проект. В 1925 году молодой архитектор выиграл конкурс на строительство жилого квартала в районе метро "Красносельская". Поговаривали, будто планировку Борис Иофан подглядел в Риме, где учился почти 10 лет. На самом деле в Италии дома такого типа появились только перед самой Второй Мировой войной.

"В 20-е годы было модно делать широкие ленточные окна, как по вертикали, так и по горизонтали. И такие же лестничные углы. Здесь в лестничной части ничего такого нет, рассказывает искусствовед Николай Васильев. – Эта часть заглублена внутрь, создавая тень. Это было характерно для южной архитектуры, где нужна солнцезащита".

Иофан стремился создать "дом-коммуну" – со своим детским садом, школой и клубом, где все подъезды выходят во двор, а соседи живут дружно, вместе сажают цветы, ухаживают за яблонями.

"Тогда перед каждым подъездом стояли белые выгнутые скамейки, – вспоминает жительница дома Ниала Макерова. – Бомжей и посторонних не было. Были две калитки, они закрывались. И если люди возвращались домой поздно ночью, звонили дворнику. Раньше дворники имели большое значение".

Ниала Макерова поселилась в этом доме 63 года назад. Борис Иофан был родным дядей ее мужа. Этот проект архитектор назвал "поселком для рабочих". Однако квартиры сразу достались партийным руководителям. Одним из первых в дом на Русаковской въехал председатель Совнаркома Алексей Рыков, который познакомился с Иофаном еще в Италии. Именно он уговорил мастера вернуться в Россию и строить новую социалистическую архитектуру.

В 1998 году дома на Русаковской решили реконструировать. Жители возмутились, в результате здания отстояли, но косметический ремонт навредил оригинальной архитектуре.

"Дом был очень экологичным, – говорит Ниала Макерова. – Здесь были очень длинные деревянные перекрытия. На них даже смотреть приходили. Теперь таких досок не делают".

70 лет состояние домов на Русаковской улице было безупречным. После реставрации появились трещины, затопило подвал. Жители боятся, что теперь творение Иофана могут посчитать аварийным и снести. Памятниками архитектуры эти здания не считаются.