Бут Виктор Анатольевич

Россиянина Виктора Бута считают крупнейшим в мире продавцом оружия
Бут Виктор Анатольевич – российский бизнесмен, владелец авиакомпаний "Air Cess Liberia", "Great Lakes Business Company" и других. США и экспертами ООН обвиняется в незаконной торговле оружием.

Бут Виктор Анатольевич родился 13 января 1967 года в городе Душанбе, Таджикская ССР, СССР.

Российский предприниматель, совладелец компании "Air Cess Liberia", владелец компаний "Great Lakes Business Company", "Compagnie Arienne des Grands Lacs", "Bukavu Aviation Transport", "Business Air Services".

Против Виктора Бута администрация США ввела санкции (2006), поскольку считает его международным контрабандистом, одним из крупнейших нелегальных поставщиков оружия в страны Африки и Азии. ООН обвиняет Виктора Бута в связях с национальным Союзом за полную независимость Анголы, УНИТА (UNITA, União Nacional para a Independência Total de Angola) и международной террористической организацией ваххабистского направления ислама — Аль-Каид (запрещена в РФ)ой. Ему приписывают поставки вооружений террористической группировке "Революционные вооруженные силы Колумбии" (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia, FARC).

6 марта 2008 года Виктор Бут был задержан в Таиланде.

Семья, детство и юность

Отец Виктора работал автомехаником, мать по профессии бухгалтер.

Виктор Бут учился в английской спецшколе города Душанбе до четвертого класса. Затем семья переехала в поселок Ленинский, и он перешёл в среднюю школу № 1 имени А.С.Пушкина.

С раннего возраста у него обнаружились большие способности к изучению языков, в школе лучше всех знал английский, в старших классах сам изучил немецкий, эсперанто. Виктор Бут был не только секретарем комсомольской организации школы, но и бессменным ди-джеем на школьных вечерах.

После школы Виктор Бут подал документы в московский государственный институт международных отношений (МГИМО), но на вступительных экзаменах получил двойку за сочинение. В 1985 году был призван в армию, затем поступил в Военный институт иностранных языков в Москве (ныне — Военный университет Министерства обороны, ВУМО, 1987), по результатам экзаменов, как способный абитуриент, был зачислен на престижное португальское отделение и назначен старшиной курса. Затем Бута направили на ускоренные годичные курсы, по окончании присвоили звание младшего лейтенанта, отправили в Анголу и Мозамбик в составе контингента ООН (до 1991). Через два года он вернулся в институт в звании лейтенанта. Потом был направлен в Витебск переводчиком в элитный 339-й полк военно-транспортной авиации, который вскоре был расформирован.

Бизнес Виктора Бута

В 1992 году Бут перебрался в Африку и вместе со старшим братом Сергеем занялся грузовыми авиационными перевозками.

В 1995 году Бут приобрёл особняк в городе Остенде (Бельгия). В 1996 году он зарегистрировал в Монровии свою компанию "Air Cess", а 1 декабря того же года открыл офис в аэропорту Остенде (Бельгия), который стал ее операционной базой. Однако уже 31 июля 1997 года "Air Cess" закрыла бельгийскую контору и перевела свой авиапарк в Шарджу (ОАЭ). 20 августа 1997 года была образована компания Виктора Бута "Air Cess Swaziland", но все операции осуществлялись из аэропорта Питерсбург на северо-востоке ЮАР. Вскоре "Air Cess Swaziland" вошла в консорциум с местными компаниями, было образовано совместное предприятие "Air Pass", соучредителями которого выступили "Air Cess" и южноафриканская "Norse Air Charter".

По словам самого Виктора Бута, свои первые большие деньги он сделал на доставке живых цветов в страны Персидского залива: южноафриканский гладиолус, купленный в Йоханнесбурге за два доллара, в Дубае продавался за сто. Одним рейсом Бут привозил до 20 тонн цветов. Затем бизнесмен начал возить в Нигерию мороженых цыплят (1997). Из Африки Бут увозил алмазы, кофе и золото.

Первая компания предпринимателя называлась "ВИАЛ", название образовано из первых букв имён учредителей — Виктора Бута и Александра Кибкало. Партнёр Бута в своё время возглавлял в Анголе Фонд дальней стратегической радиосвязи, а потом занялся авиаперевозками (его фирма специализировалась на точечном сбрасывании грузов с воздуха на парашюте в заданную точку).

"ВИАЛ" тоже занималась авиаперевозками в Анголе. Для того, чтобы заработать денег на собственный авиапарк, Бут брал у отечественных авиапредприятий технику в аренду за 400 долларов в час, затем предоставлял её в аренду в Анголе за 1200 долларов в час.

Но изношенная техника, отсутствие нормальных аэродромов, перегруженность самолётов часто становились причинами аварий, первая из которых случилась через месяц после начала работы компании "ВИАЛ". Однако полёты продолжались, грузы постоянно перевозились из Анголы в Конго, Танзанию, Заир, Замбию, Руанду и Сьерра-Леоне.

Бизнесмен не скрывал дружеских отношений с африканскими президентами, его имя не раз фигурировало в списках почётных гостей на церемониях по случаю личных торжеств правителей африканских стран (например, Виктор Бут был гостем на бракосочетании короля Свазиленда Мсвати III в 1998 году).

Несмотря на успешную деятельность компании "Air Pass" , правоохранительные органы ЮАР пришли к выводу, что ею 146 раз нарушено национальное законодательство о гражданской авиации. Правительство Свазиленда исключило из своего регистра воздушных судов 43 самолета "Air Cess/Air Pass". Вскоре Виктор Бут зарегистрировал еще две компании — в Экваториальной Гвинее и Центрально-Африканской Республике (1998). Операционной базой оставалась Шарджа. В Алма-Ате была учреждена компания грузовых авиаперевозок "IRBIS", которая не имела собственного авиапарка и фрахтовала исключительно самолеты "Air Cess".

Бангский трибунал (центральноафриканская Республика) приговорил бизнесмена к двум годам тюремного заключения: принадлежащий Виктору Буту "Ил-62" совершил полет в Габон с опознавательными знаками государственной центральноафриканской компании на фюзеляже (2000).
По сведениям Интерпола, к началу XXI века в собственности Бута находилась сеть предприятий: от компании по ремонту самолетов в Объединенных Арабских Эмиратах до чартерной компании в Майами (США). Он стал совладельцем компании"Air Cess Liberia", которая зарегистрирована в Экваториальной Гвинее, а главный офис расположен в Шардже (ОАЭ). По некоторым сведениям ему принадлежит один из самых больших частных авиапарков в мире: 60 самолётов советского производства, в основном грузовые "АНы".

Виктор Бут под подозрением

В поле зрения ЦРУ и британской разведки MI6 он попал в начале 90-х годов. Особое внимание он привлек в связи с так называемым Кандагарским инцидентом. В 1995 году Бут зафрахтовал самолет татарстанской авиакомпании "Аэростан" для доставки в Кабул партии автоматов и военной амуниции общим весом 30 тонн. Рейс был принудительно посажен в Кандагаре и захвачен талибами. Переговоры об освобождении экипажа и самолёта заняли больше года. В результате — экипаж самолета совершил побег из Кандагара в Шарджу, где располагался офис компании Виктора Бута.
В январе 2000 британский министр по делам Африки Питер Хейн впервые публично обвинил Бута в незаконных поставках оружия отрядам УНИТА.

В 2002 году Интерполом был выдан международный ордер на арест Виктора Бута. Он подозревается в отмывании 325 миллионов долларов, полученных в виде бриллиантов от ангольских повстанцев, а также в незаконной торговле оружием. Американцы указывают на попытку незаконной продажи ракет боевикам группировки "Революционные вооруженные силы Колумбии".

В 2005 году США заморозили активы и передали в комитет ООН по санкциям информацию о 30 фирмах, так или иначе связанных с деятельностью российского предпринимателя.

В 2006 году президент США Джордж Буш особым приказом запретил любые контакты с Виктором Бутом и его "Great Lakes Business Company", которая зарегистрирована и базируется в конголезском городе Гома. В парке авиакомпании пять пять самолетов (два Ан-32, один Ан-12 и два "кукурузника" Ан-2). В приказе Буша в "чёрный список" тех, кто "дестабилизирует обстановку в Демократической Республике Конго" также внесены: партнёр Бута и управляющий "Great Lakes Business Company" Дмитрий Попов, менеджер "Great Lakes" Дуглас Мпано, бизнесмен Сандживан Рупрах (был арестован в Бельгии), конголезский генерал Лорента Нкунду, нынешний лидер Демократических сил освобождения Руанды Игнас Марванашак.

Эксперты ООН обвиняют Бута в причастности к конфликтам в Сьерра-Леоне и Анголе, в дружеских связях с либерийским диктатором Чарльзом Тейлором. Предприниматель подозревается в доставке ракет, вертолётов, бронетранспортёров, стрелкового оружия в Анголу, Сьерра-Леоне и Либерию в обход эмбарго ООН. По версии экспертов ООН, Виктор Бут также доставлял продукты, одежду и оружие воюющим сторонам Демократической Республики Конго и Танзании.

По данным американских спецслужб, на самолетах своей авиакомпании Виктор Бут перевозил большие партии оружия в Африку: автоматы, противотанковые реактивные снаряды, переносные зенитно-ракетные комплексы, которые использовались впоследствии в местных конфликтах, всего было осуществлено около 38 поставок. Только одну такую поставку боевикам УНИТА эксперты оценили в 15 миллионов долларов.

Бизнесмену приписывают связи с афганским "Талибан (запрещена в РФ)ом" и дружбу с Усамой бен-Ладеном. Американские спецслужбы не сомневаются в том, что самолеты компании "Air Cess Liberia" неоднократно доставляли в Афганистан оружие и боеприпасы. В расследовании ФБР Сандживан Рупрах — индиец с кенийским гражданством — ключевой свидетель по делу о нелегальной доставке оружия афганским талибам. По оценкам британской разведки МИ‑6, компании Виктора Бута переправили оружия организации "Талибан" на 30 миллионов долларов, поставки продолжались вплоть до 11 сентября 2001 года.

По данным Интерпола, Виктор Бут закупал оружие на заводах Украины, Болгарии и Румынии, пытался наладить связи с оборонными предприятиями Коврова и Ижевска.

В 2002 году в Бельгии выдали санкцию на арест бизнесмена и запретили компании "Air Cess" полёты над своей территорией.

21 февраля 2002 года начальник Управления информации МВД РФ Юрий Шувалов сообщил, что по указанию заместителя министра Николая Бобровского начата проверка информации о причастности Виктора Бута к поставкам оружия для "Аль-Каиды".

28 февраля 2002 года бизнесмен выступил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы", отрицая все обвинения.

Предприниматель всегда утверждал, что является просто перевозчиком и не всегда знает, что находится в грузовых отсеках его самолетов. Он считает, что обвинения против него выдвинуты по политическим мотивам, в основе их — желание Белого дома хоть как-то оправдать свою провальную политику по урегулированию конфликтов в Центральной Африке.

6 марта 2008 года в 15.00 по местному времени Виктор Бут был арестован в столице Таиланда городе Бангкок, куда прибыл как турист. Ордер на арест был выдан тайским судом по запросу США. Задержали бизнесмена в отеле "Софитель" (" Sofitel Silom Road"). В аресте россиянина принимали участие специальное подразделение полиции Таиланда и сотрудники агентства США по борьбе с наркотиками. По словам адвоката Виктора Бута, его подзащитному предъявили обвинение в следующем: "сговор с целью убийства граждан США, сговор с целью убийства американских офицеров и служащих, сговор с целью приобретения и использования противовоздушных ракет, тех ракет, которые могут поражать воздушные судна". Бута также обвиняют в предоставлении материальной поддержки террористической организации за рубежом. Таиланд, в свою очередь, обвинил Бута в использовании территории королевства в качестве базы для ведения переговоров с террористами, но вскоре тайские власти сняли свои обвинения.

Экстрадиции Виктора Бута одновременно потребовали Россия и Соединенные Штаты Америки.

11 августа 2009 года тайский суд отказал США в его экстрадиции. Судья заявил, что он будет освобождён из-под стражи, если власти США не подадут апелляцию. В соответствии с таиландским Уголовно-процессуальным кодексом, Договором об экстрадиции между США и Таиландом и Законом об экстрадиции Королевства Таиланд, апелляции по экстрадиционным делам рассматривает только суд второй инстанции.

В западной прессе Виктора Бута называют "русским оружейным бароном", "хозяином неба", "крёстным отцом русской мафии", "тайным агентом КГБ" и "торговцем смертью".

В 2007 году вышла книга "Торговец смертью", которую написал старший эксперт вашингтонского Центра международных оценок и стратегии Дуглас Фар.

Виктор Бут стал прототипом Юрия Орлова, главного героя голливудского фильма "Оружейный барон" ("Lord of War", 2005), которого сыграл актер Николас Кейдж.

Виктор Бут владеет особняком в столице Руанды Кигали, недвижимостью в Уганде, виллой в Шардже (ОАЭ).

Свободно говорит на многих языках, в том числе фарси, кхоса, зулусском.

Личная жизнь

Жена – Алла Бут, дизайнер-модельер.

Дочь – Елизавета.

Предпочтения

Любимые писатели – Толстой и Гоголь.