Путин: правительство сделает все, чтобы поддержать уровень доходов граждан

России удалось сохранить социальную и политическую стабильность в условиях мировых экономических потрясений. И это оправдывает те средства, которые были потрачены на борьбу с кризисом и его последствиями. Об этом Владимир Путин говорил на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития.

России удалось сохранить социальную и политическую стабильность в условиях мировых экономических потрясений. И это оправдывает те средства, которые были потрачены на борьбу с кризисом и его последствиями. Об этом Владимир Путин говорил на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития. Однако, по словам премьера, успокаиваться правительству рано. Хотя бы для того, чтобы не повторить ошибки многих стран, которые уже привели к известным рецидивам кризиса.

Общая коллегия Минфина и Минэкономразвития вызывала большой интерес. Ведомства-оппоненты вот так, в одном зале, не встречались три года, а тут на повестке – посткризисное развитие и между министрами в президиуме сидит премьер. Путин похвалил всех участников – в кризис не дрогнули. Впервые за 19 лет инфляция с начала года всего 3,5%. Это успех, но заслуга в этом не только кабинета.

"Инфляция должна оставаться на низком уровне не только за счет сокращения спроса, а прежде всего за счет последовательной реализации мер правительства, в их числе увеличение производительности труда, снижение издержек, эффективное антимонопольное регулирование. Далее нужно исходить из того, что для России нормой является низкий, а скорее даже нулевой дефицит бюджета. Поэтому необходимо выдержать намеченный график сокращения дефицита до 3% ВВП в 2012 году, а затем и до нуля в 2015 году. Хотелось бы сегодня услышать и от министра финансов, и от министра экономического развития при каких ценах на нефть, при каких сценарных условиях развития экономики, по вашему мнению, это будет возможно", – заявил Владимир Путин.

Кудрин и Набиуллина ответили получасовыми докладами, давая понять, что вопрос этот министерства согласуют.

"В настоящий момент наша сбалансированность 2010-ого года – на уровне 95 долларов за баррель. С учетом того, что мы, кроме того, что мы спланировали в части доходов от фактической экономики, мы опять же тратим и резервный фонд, и вот суммарно это обеспечивает сбалансированность нашего бюджета на уровне 95", – сообщил Алексей Кудрин, заместитель председателя правительства РФ, министр финансов РФ.

Учитывая, что нефть сейчас стоит долларов на пятнадцать меньше, недостачу покрывают за счет накопленных в прошлые годы нефтяных доходов. Практику резервных фондов Путин считает нужным продолжить. И Кудрину в перспективе предстоит предложить, какой должна быть ценовая планка, чтобы деньги можно было снова копить, учитывая, что при 70 долларах за баррель бюджетный дефицит будет 4%, а при 50 – 8%.

В Минэкономразвития, прежде чем определять планку, предлагают бюджет считать из реальной, а не заниженной цены на нефть. Дискуссия продолжается. Но есть сферы, считает Набиуллина, где пришла пора действовать.

"Динамичными центрами роста, которые к тому же избежали спада, стал не только Китай, но и Индия, Бразилия. Именно в этот регион увеличивают сейчас экспорт и США, и Германия. Для России это перераспределение центров сил предъявляет серьезный вызов, так как основная часть нашего экспорта ориентирована пока на медленно растущий еврорынок, и возникает угроза, что мы можем оказаться вне центров мощного подъема", – объясняет Эльвира Набиуллина, министр экономического развития РФ.

Но с чем выходить на мировые рынки – это отдельный вопрос. Потому в определенных Путиным тезисах посткризисного развития тема инноваций – одна из первых. Да и все остальные с ней связаны: нужны компании, умеющие работать по-новому, а помощь государства будет, только если у предприятия есть программа модернизации.

"Ведь в чем главная проблема у нас, я считаю, в нашей экономике сегодняшней – невосприимчивость к инновациям. Ну, казалось бы, чего только не делаем, все не в коня корм, нет резкого движения в этом направлении. А почему? Ну, прибыль небольшая, проблем полно, рынки сбыта все заняты и туда не пускают. Наши партеры себя ведут очень прагматично. Они в отдельных сегментах привлекают, а центры то там основные. А вот так, чтобы со своим собственным продуктом выйти – фигушки. Такие применяют меры, совсем не похожие на свободную рыночную экономику, столько ограничений вводят, не пробраться никуда", – посетовал Владимир Путин.

Защита экспорта – тоже одна из ключевых задач правительства. Определенность будет и с корпорациями – одни работу продолжат, других ждут изменения. Бюджетные учреждения получат возможность зарабатывать, но не в ущерб качеству бесплатных услуг.

"Учреждения останутся государственными или муниципальными. Но те из них, кто готов взять на себя больше самостоятельности, а значит и ответственности, получат статус нового бюджетного автономного учреждения. А для казенных учреждений сохранится возможность и дальше работать по смете", – пояснил премьер-министр.

В своей посткризисной стратегии, пообещал Путин, правительство учтет опыт стран, по которым кризис ударил сильнее всего. Чаще других в зале вспоминали про Грецию.

"Ведь не только Греция в такой ситуации. А Исландия в лучшем что ли? Еще хуже. А в других странах? Там все на грани: и в Испании, и в Португалии, вся Прибалтика в такой ситуации, все прибалтийские страны, может быть еще хуже даже. Но я не жалею о тех средствах, которые мы с вами истратили в период кризиса, потому что сохранить социальную стабильность, политическую стабильность, показать гражданам, что мы делаем все для того, чтобы поддержать их уровень дохода, крайне важно, потому что другая ситуация ведет к тому, что мы сейчас в Греции видим", – заявил глава правительства.
Качество жизни населения остается главным критерием работы правительства, напомнил Путин, когда в зале было высказано мнение, что в кризис не надо увеличивать расходы на социальную сферу.

"Мы на здравоохранение тратим с вами чуть больше 3% ВВП, я могу ошибиться, но в Германии это 8 с лишним процентов, по-моему, примерно столько же во Франции и во всех других странах Европы. Ну не будет у нас нормального здравоохранения, если мы денег на него тратить не будем, понимаете", – ответил Владимир Путин.

Кризис далеко не закончен, заявил премьер, но это не значит, что антикризисная программа в полном объеме должна продолжать работать. В правительстве решат, от чего можно отказаться.