Аварийная посадка в Коми: у самолета отказало всё оборудование

Состояние оставшихся работающих агрегатов контролировал бортинженер Рафик Каримов. Авиагоризонт к тому времени тоже отказал, и чтобы определить положение самолёта в облаках, он применил дедовский способ - поставил перед пилотами стакан с водой.
Аккумулятор в итоге "закипает", и тут же падает напряжение
Состояние оставшихся работающих агрегатов контролировал бортинженер Рафик Каримов. Авиагоризонт к тому времени тоже отказал, и чтобы определить положение самолёта в облаках, он применил дедовский способ - поставил перед пилотами стакан с водой.
Аккумулятор в итоге "закипает", и тут же падает напряжение
Пассажиры самолёта Ту-154, который совершил аварийную посадку в республике Коми, добрались до Москвы. Многие из прибывших до сих пор находятся в состоянии шока.

Пассажиры самолёта Ту-154, который сегодня совершил аварийную посадку в республике Коми, добрались до Москвы. Несколько минут назад их доставили спецрейсом в аэропорт Домодедово. Многие из прибывших до сих пор находятся в состоянии шока. Они чудом избежали авиакатастрофы. Спасли их невероятное везение и мастерство пилотов. Несмотря на то, что у самолёта на большой высоте отказало почти всё оборудование, экипаж смог посадить его на заброшенном аэродроме посреди леса. При этом никто не пострадал.

С маленького аэродрома Ижма пассажиров злополучного рейса компании "Алроса" перевозили вертолетами. Собственно аэродром в Ижме приспособлен только для того, чтобы принимать вертолеты и маленькие самолеты, но никак не такие лайнеры, как Ту-154. Так что пассажиры говорят в один голос, пилоты – герои.

"Экипаж своими героическими усилиями спас 72 человека и спас сам себя", – говорит пассажир рейса Владимир Дворак.

Кадры с места происшествия, вряд ли могут передать весь тот ужас, что пережили пассажиры. Специалисты в области авиации называют произошедшее чудом: чудо, что сумели сесть на таком неподготовленном аэродроме, чудо, что никто не пострадал.

Это был обычный рейс "Полярный – Москва". Всё шло нормально, но в районе города Усинска на высоте 10600 метров у ТУ-154 отказала система электроснабжения.

"Система электропитания – это, как сердце у человека: отказывает она – отказывает всё остальное", – поясняет руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.

У Ту-154 перестали работать системы радиосвязи и навигации, после этого в кабине экипажа сработала сигнализация аварийного остатка топлива в расходном баке. У самолета основные баки находятся в крыльях, но есть еще один, откуда топливо идет уже непосредственно в двигатели. Так вот электронасосы перекачки топлива в расходный бак перестали работать. У экипажа оставалось три тысячи триста килограмм топлива, и совсем немого времени.

"Нас перевели в голову салона, сказали, будет аварийная посадка", – рассказывает пассажирка Ирина Бакланова.

"Начали попадать в ямы, потом снизились: кругом тайга, и вот – земля: ни аэропорта, одна тайга", – рассказывает пассажир Александр Дегтярёв.

Летчики пробили облачность и визуально – то есть глазами – стали искать подходящую площадку. Рядом с городком Ижма они увидели полосу. Но что это была за площадка!

"Аэродром – заброшенный. Сначала экипажу нужно было пробить облачность. На нем нет радиосвязи, не работает аэронавигационное оборудование. Мужество и героизм летчиков спасли ситуацию", – говорит Александр Нерадько.

У Ту-154 не работали закрылки и предкрылки, то есть оборудование, позволяющее маневрировать и снижать скорость. Самолет заходил на посадку дважды и сел на третий раз.

"Тушке" чтобы сесть, нужна полоса не менее 2 тысяч двухсот метров. В Ижме – тысяча триста двадцать пять. Но они сели. И лайнер, конечно, выкатился в лес, но всего на 160 метров. Бортпроводницы тут же, как говорят очевидцы, пресекли панику и начали эвакуацию пассажиров. Только потом, уже в Ухте, они позволили себе какие-то эмоции.

Летчики совершили невозможное. Это не красивая фигура речи, это факт. Вот они, те, кто. Командир воздушного судна Евгений Новоселов, и командир воздушного судна Андрей Ламонов (оба – пилоты первого класса) спасли жизни 72 пассажиров.

Расследование этого происшествия займет 10 дней. За это время специалисты должны будут выяснить, что случилось с лайнером, почему он в таком состоянии был выпущен в рейс, и что за запчасти на него устанавливали.

То, что существует рынок контрафактных запчастей, ни для кого не секрет. И то, что их ставят порой на самолеты ради экономии, – тоже, в общем, не тайна. В авиакомпании "Алроса", кому принадлежит самолет, утверждают, самолет был исправен, и запчасти были какие надо.

"Самолет прошел техническое обслуживание на заводе. Все формы сделаны согласно регламенту. Замечаний по этому самолету не было", – уверяет Владимир Ручкин, начальник московского отделения мирнинского авиапредприятия АК ''Алроса''.

В этой истории есть, конечно, элемент везения, но главное, что экипаж был отлично подготовлен к нештатной ситуации. Это, между прочим, еще советская школа подготовки летного состава, когда учили на совесть, когда готовили к любым происшествиям в полете. И большой вопрос, а нынешние выпускники летных училищ с нынешней системой подготовки смогут вот так же вручную: без приборов, без компьютеров, – если что, посадить лайнер?

Сейчас работу авиакомпании "Алроса" проверяют специалисты Ространснадзора. Пассажиров из Ухты отправили в Москву резервным самолетом, двое, правда, лететь отказались: слишком велик шок – они поедут поездом. Но все пассажиры говорят, хорошо бы, чтобы экипаж наградили, и по достоинству оценили то, что сделали летчики.