Тема:

Мэр Собянин 1 год назад

Александр Ослон: отставка Лужкова – обозначение границ того, что можно, а чего нельзя

Президент сказал свое веское слово. Юрий Лужков "отрешен" от должности мэра Москвы. Отрешен – значит уволен, уточнил Медведев. О том, что кроется за сухими официальными формулировками, Вестям.Ru рассказал президент Фонда общественного мнения Александр Ослон.

Президент сказал свое веское слово. Юрий Лужков "отрешен" от должности мэра Москвы. Отрешен – значит, уволен, уточнил Медведев. О том, что кроется за сухими официальными формулировками, Вестям.Ru рассказал президент Фонда общественного мнения Александр Ослон.

По словам эксперта, здесь есть две теории. Одна - что все происходит по плану, что есть некоторые мозговые центры, которые сидят и просчитывают, как шахматисты, свою партию - все ходы наперед. А другая теория - что все происходит спонтанно. На каждый шаг есть ответный шаг, на каждое слово есть ответное слово.

"Как всегда, истина лежит посередине, - полагает Ослон. - Конечно, что-то планируют, что-то считают, что-то происходит в силу обстоятельств. В данном случае, я думаю, что все-таки, скорее, второе - это не было запланировано, но так сложилось. Я бы не сказал, что здесь есть чья-то воля, чтобы именно в таком направлении шли процессы и приобрели именно такой характер. По сути дела, все началось со слов, которыми обменивались разные стороны после того, как закончилось аномальное лето. И здесь проявилось то, что было для многих очевидно, но как-то не осознавалось:  мэр столичного города осознает себя как лицо федерального значения, как удельный князь".

"По всей видимости, очень большое значение имели не только слова, но и тональность, - отмечает эксперт. - На чем была основана его (Лужкова) уверенность, трудно сказать, но, по всей видимости, она была у него до последнего момента. На что он рассчитывал, и какие были основания, кто поддерживал эти основания - сложно сказать. Но факт тот, что уверенность была, и то, что случилось, было полной неожиданностью. Хотя сторонним наблюдателям было очевидно, что президент уже не может не совершить этот шаг, хотя бы из соображений престижа, авторитета - то есть этот шаг имеет уже символическое значение".

Дмитрий Медведев в своем заявлении не исключил действий по подобной схеме и в будущем. Комментируя данный момент, Александр Ослон, сказал, что эти слова – "просто знак для тех, у кого есть какие-то поползновения к тому, чтобы повторить то, что сделал Лужков. И этот знак сам по себе останавливает те процессы, которые могли бы быть. Например, в силу того, что знак появился, они даже не возникнут, даже такая мысль не придет никому в голову".

"Это все рассуждения, но, судя по всему, надо сильно отвязаться, чтобы после всей этой истории повести себя так, как Лужков. Данная история и так была довольно странной в силу общего контекста, сложившегося за последние годы. У Лужкова, по всей видимости, оценка реальных соотношений была неадекватной. Может быть, кто-то еще есть такой, но это маловероятно", - добавил эксперт.

По мнению Ослона, в результате всех этих событий "просто будет понимание того, что можно и чего нельзя. По сути дела, это обозначение границ. Что-то можно, что-то нельзя. Если сейчас начнут разбираться по экономике московской, то это будет знаком для экономик региональных, которые в меньшем масштабе, но по многим признакам воспроизводят то, что имеет место в Москве. Люди обмениваются образцами - что в принципе возможно делать: например, если все кругом воруют, то это означает, что и мне тоже можно. И знаками обозначают, что делать мыслимо, но нельзя, а что мыслимо и можно".

Касаясь вопроса о том, насколько произошедшее всколыхнет различные процессы в самой Москве, эксперт отметил, что уже распространяются слухи об исчезновении московских надбавок для пенсионеров и ветеранов. "Значит, первое, что будут делать те, кто думает о завтрашнем дне - заниматься, с одной стороны, снятием этих опасений, с другой стороны – принятием решений о том, что же останется, - полагает Ослон. - Передел собственности, которого все опасаются, дальше - передел должностей и соответственно перераспределение сфер влияний. Все очень сильно будет зависеть от того, кто этим будет заниматься.

Наконец, отвечая на вопрос о том, останется ли старая команда или уйдет, эксперт заявил, что отправить старую команду в полном составе в отставку никто не рискнет – "потому что очень много вещей, которые не прописаны, которые живут в таких коммуникациях, и огромный город, огромное хозяйство – никто не будет ничего ломать через колено". "И в этом нет необходимости, - добавил Ослон. - Дело в том, что в отличие от каких-то там прошлых времен - будь то советские времена или уже постсоветские - сейчас вся ситуация строится на экономике, а не на идеологии. Если будут правильные экономические решения, то  все будет более или менее спокойно. Ведь неслучайно исполняющим обязанности назначен Ресин".

Что же до того, кто станет следующим мэром Москвы, Александр Ослон сказал, что у него нет никаких соображений на этот счет. "Более того, по этому поводу бессмысленно проводить опросы, - уверен эксперт. - Поскольку все вилами по воде писано, и критерии, которые используют при назначении - они не народные. Народный критерий очень простой: чтобы человек был хороший и чтобы мне было хорошо. А реально назначение – это гигантский набор различных интересов. Слишком много факторов".