В Мемориальном музее космонавтики всерьез обеспокоены возможным уничтожением дублера ракеты Юрия Гагарина во Всероссийском выставочном центре. Опыт у чиновников есть: два года назад они направили бульдозер на другой прославленный экспонат – самолет Ту-154.
Под угрозой уничтожения слава и гордость российской космонавтики, один из главных символов отечественной и мировой истории, легендарная ракета "Восток", проложившая землянам дорогу в космос.
"Все-таки принято решение о том, чтобы эту ракету демонтировать", – говорит летчик-космонавт Александр Лавейкин, замдиректора Мемориального музея космонавтики.
Вокруг ракеты уже стоят строительные леса. Что происходит? С одной стороны, рабочие занимаются покраской. Руководство ВВЦ утверждает, что это начало реставрации.
"Фундаментально ничего не меняется, ракета в том виде, в котором она была месяц назад, будет и в середине ноября", – заверяет Дмитрий Андреев, руководитель департамента эксплуатации имущественного комплекса ВВЦ.
Но в Роскосмосе заявляют, что ракета принадлежит Музею космонавтики. А там уверяют, что "Восток" готовят к утилизации.
"Трогать её нельзя, она просто развалится. Надо просто уничтожать её на месте", – говорит Александр Лавейкин.
Речь идет о дублёре ракеты Юрия Гагарина, который в качестве памятника первому полету человека в космос установили в 1967 году на ВВЦ (тогда – ВДНХ).
С самого начала это был не просто экспонат выставки, но нечто неизмеримо большее и глубоко личное для многих поколений, рожденных в СССР. Именно на "Востоке" совершили первые полеты герои Советского Союза Титов, Николаев, Попович, Терешкова.
"Во-первых, я участвовал в конструировании этой ракеты. Во-вторых, я учил ее летать: она иногда не хотела стартовать, иногда разваливалась и падала нам на головы, и мы от нее убегали. И потом, это боевая ракета, она делалась не для космоса", – рассказывает дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко, летчик-космонавт.
Впервые об уничтожении ракеты "Восток" на ВВЦ заговорили два года назад. Вокруг павильона "Космос" планировалось устроить некий деловой центр. Началась мощная PR-подготовка к утилизации и "Востока", и стоявших рядом Ту-154 и Як-42.
"Они находятся в остроаварийном состоянии. Не просто обшарпаны, а сгнили. Проржавели насквозь. Заключение было такое: нельзя даже вывезти, можно только утилизировать на месте", – заявляла в 2008 году префект Северо-Восточного округа Москвы Ирина Раббер.
Самолёт Ту-154 цинично сломали прямо на глазах изумленной публики. Эта варварская акция стоила кресла гендиректору ВВЦ Мусаеву. Тогда возмущенным москвичам удалось отстоять "Як" и "Восток", но вопрос о статусе памятника столичные бюрократы тихо прокатили.
"Чиновники написали нам, что она не представляет ценности. Средств на её ремонт нет, а чтобы получить средства, надо получить статус охраняемого объекта, а поскольку Москва этот статус не даёт, получается заколдованный круг", – объясняет Сергей Митрохин, председатель партии "Яблоко".
С юридической точки зрения ракета – металлолом. Её легко продать любому западному музею, о чём уже ходят упорные слухи среди фирм, причастных к работам. Что-то подобное произошло и с "Бураном", приобретённым немецким музеем всего за пару миллионов евро.