"Буран" остался без крыльев и хвоста

Знаменитый орбитальный корабль "Буран" – когда-то флагман и символ мощи Советского Союза – сегодня представляет жалкое зрелище. Космический челнок постепенно превращается в груду металлолома. Аппарат несколько лет назад был отбуксирован из заводских помещений на улицу.

Знаменитый орбитальный корабль "Буран" – когда-то флагман и символ мощи Советского Союза – сегодня представляет жалкое зрелище. Космический челнок постепенно превращается в груду металлолома. Аппарат несколько лет назад был отбуксирован из заводских помещений на улицу.

"Изделие 2.01" выглядывает из-за забора, который огораживает промышленную зону на берегу Химкинского водохранилища. За колючей проволокой – территория Тушинского машиностроительного завода.

Кажется, что проникнуть к этой металлической конструкции невозможно, но в Интернете мы нашли способ, как это сделать. Там есть потайной ход. Заходим и совершенно неожиданно посреди склада стройматериалов мы видим единственный советский проект космического корабля многоразового использования.

Похоже, что его начали делать в цехах тушинского завода, но затем вывезли на хранение на улицу. Как говорят грузчики, "Буран" уже лет десять стоит со снятыми крыльями и хвостом. И на эту груду металла рабочие даже и внимания не обращают.

- А вы себе представляете, что это такое?
- Конечно! Большая помойка, – язвит один грузчик.
- Все, что осталось от Советского Союза, – хохмит другой.

"Это был колоссальный проект. В общей сложности, к моменту полета "Бурана" было потрачено 17 миллиардов советских рублей", – рассказывает Вадим Лукашевич, историк проекта "Энергия-Буран".

Историки отечественной космонавтики выяснили, что этот "Буран" – последний из пятерки, которая должна была стать нашим ответом американским шаттлам. Собрать этот экземпляр успели на 40%, а потом перестал существовать Советский Союз.

В похожем на китовье чрево пространстве фюзеляжа все выглядит так, будто работы закончились только вчера. Предполагалось, что советский челнок будет выводить в космос спутники и доставлять грузы на летавшую тогда орбитальную станцию "Мир".

К сожалению, никогда в истории человек на "Буране" в космос не поднимался. Единственный полет в космос был беспилотным – корабль взлетел и приземлился автоматически. Этот полет произошел 15 ноября 1988 года. А уже спустя четыре года владельцы всех испытательных и рабочих моделей "Бурана" начали их распродавать.

"Есть документы, что он был продан техническому музею в Шпайере", – говорит Вадим Лукашевич.

Однако немцы купили другой экземпляр, и сейчас он находится в самом крупном частном музее в немецком городке Шпайер. А этот последний из могикан стоит посреди жилых кварталов столицы, похожий на старый велосипед, который жалко выкинуть, поэтому его отправили на балкон.

Судьба отечественных космических кораблей многоразового использования печальна. Все без исключения созданные экземпляры закончили свою жизнь в безвестности.