"Литературная матрица" взглянула на классику под другим углом

Из года в год правила проведения ЕГЭ ужесточаются
В российских книжных магазинах появился в продаже "учебник литературы, написанный писателями". В книге под названием "Литературная матрица" современные авторы объясняют школьникам, почему им стоит почитать Пушкина, Гоголя, Достоевского и прочие обязательные книги школьной программы.

В российских книжных магазинах появился в продаже "учебник литературы, написанный писателями". В книге под названием "Литературная матрица" современные авторы - Людмила Петрушевская, Андрей Битов, Александр Кабаков, Герман Садулаев и другие - объясняют школьникам, почему им стоит почитать Пушкина, Гоголя, Достоевского и прочие обязательные книги школьной программы. Одним из первых сборник пролистал корреспондент "Вести ФМ" Павел Гайков.

Знание истории русской литературы никакого практического применения не имеет - ни устроить личную жизнь, ни сделать карьеру оно не поможет. С этого начинают во вступлении составители сборника "Литературная матрица". И задаются закономерным вопросом: зачем тогда нас всех с детства мучают книжками классиков? Четыре десятка современных писателей, выбрав себе классика по душе, пытаются найти на него более-менее доступный ответ. Людмила Петрушевская объясняет, что именно сделало Пушкина "нашим всем", Андрей Битов размышляет о трагедии Лермонтова. А открывает сборник Сергей Шаргунов размышлениями о Грибоедове и "Горе от ума".

"Конечно, Фамусов и Молчалин не вызывают симпатии. Но нужно понимать, что это обычные, тихие, милые карьеристы. А Чацкий, на мой взгляд, - это панк. В своё время появились экзистенциалисты, бросающие вызов всему мирозданию", - рассказывает Шаргунов.

Уже по одному этому высказыванию ясно, что "Литературная матрица" - что угодно, только не учебник для школьников, под который его маскируют составители. Ольга Славникова писала статью о Набокове и говорит, что меньше всего пыталась "адаптировать писателя под сознание недоросля".

"Я выбрала Набокова не потому, что люблю его больше других, а потому, что у меня с ним наиболее сложные отношения. Я думаю, что все писали по тому же принципу - то есть о том классике, с которым у современного писателя есть какие-то отношения: преемственность, споры, оппозиция и так далее", - считает Ольга Славникова.

Дмитрий Быков, написавший в свое время книгу "Был ли Горький?", в "Литературной матрице" возвращается к нему же. Чеченец Герман Садулаев выбрал "певца страны березового ситца" Есенина. А отсидевший 3 года в тюрьме писатель Андрей Рубанов - автора колымских рассказов Варлама Шаламова.

В книжном магазине "Москва" "Литературная матрица" продается под брендом главной книги месяца. И по словам представителя магазина Марии Ненаховой, по продажам "учебник" сейчас приближается к бестселлерам жанра non-fiction.
"Задача была в том, чтобы показать русскую классику с нетрадиционной и нетривиальной стороны. Писатели хотели не делать анализ произведений, а как более пристрастные, глубокие и необычные читатели открыть их для нас", - рассуждает Ненахова.

Уже много лет самый популярный учебник абитуриента-гуманитария - это так называемые "шурики" - двухтомник с Пушкиным и Блоком на обложках. Так вот "Литературная матрица" - это "шурики" для выпускника, даром, что на втором томе в данном случае изображен Чехов. Это вообще книга для того, кто классика уже прочитал и обдумал, а теперь появилась возможность свои впечатления сравнить.