Звезды балета выступили на Международном фестивале Dance Open

В Санкт-Петербурге завершился Х Международный фестиваль балета Dance Open. В программе юбилейного форума - мастер-классы преподавателей ведущих балетных школ России для молодых танцовщиков из Ирландии, США, Греции, Финляндии, Панамы, Дании и Японии. А вечером уроки мастерства можно было получать, сидя в зрительном зале. Гала-концерты с участием звезд ведущих театров мира - изысканный подарок для ценителей балета.

Около ста молодых танцовщиков из восьми стран мира - так много на мастер-классах Dance Open не было еще никогда. В Петербург прилетела делегация даже из пострадавшей во время землетрясения Японии.

"Сегодня мы много работали над позицией рук", - говорит участник мастер-класса Тецуа Имура. Он занимается балетом уже десять лет и мечтает поступить в Академию имени Вагановой.

Педагог академии Ирина Ситникова японский язык специально никогда не учила, просто у нее несколько студенток из Японии. Тут же легко переходит на английский, когда на мастер-классе обращается к американкам. "Они так все горят, хотят, спрашивают. Отношение замечательное!" – отмечает Ирина Ситникова.

Пока юные танцовщики занимаются в театре имени Якобсона, признанные звезды спешат на репетицию в Александринский театр. "Я часто приезжаю в Питер и всегда очень рада здесь быть и выступать. Но на Dance Open я впервые", - говорит прима-балерина Лондонского Королевского балета Алина Кожокару.

Для них, постоянно работающих в самых престижных театрах Америки, Европы и России, фестиваль Dance Open - это возможность обменяться не только опытом, но и последними новостями. "В основном так и происходит: мы сидим все в кулисах, болтаем. Потом в какой-то момент быстренько проходим па-де-де и опять болтаем", - рассказывает премьер Большого театра Иван Васильев. За разговорами, признаются, как-то и не замечаешь усталости. Хотя и танцуют в трех разных программах три дня подряд без выходных.

Один из гала-концертов - посвящение знаменитой балерине Наталье Макаровой. Она специально прилетела на фестиваль из Америки, где живет уже много лет. В честь Макаровой коронные номера из ее репертуара исполняют ведущие артисты из лучших театров мира.

Приму-балерину Лондонского Королевского балета Алину Кожокару к ее дебюту в "Лебедином озере" когда-то готовила именно Наталья Макарова. Неподражаемая в классических партиях, она и в мюзикле могла станцевать. В начале 80-х Джордж Баланчин только Макарову готов был поставить на свои бродвейские "Пуанты". Марии Ковровски из New York City Ballet они теперь, кажется, тоже в пору.

А это уже звезды Большого - Наталья Осипова и Иван Васильев в "Дон Кихоте". Этот балет был первым, который Наталья Макарова танцевала после того, как стала мамой. Спустя всего три месяца после выписки из роддома в Metropolitan Opera она была Китри.

"Это, конечно, стимул сделать что-то хорошо, еще лучше, чем ты можешь. Конечно, когда на тебя смотрят такие люди, хочется делать все лучше и лучше", - говорит прима-балерина Большого театра Наталья Осипова.

Манон, по признанию Макаровой, превращала ее во француженку. Прима Мариинского театра Диана Вишнева Манон танцует в дуэте с партнером по Американскому балетному театру Марсело Гомесом. "Наталья Макарова иногда работает с Американским балетным театром. Ее приход всегда нас вдохновляет, но и пугает тоже. У нас говорят: "Придет Макарова, она вам покажет". Она приходит, показывает, что-то говорит. И мне кажется, когда она рядом, мы танцуем даже лучше, чем обычно. Она делает нас сильнее", - уверен Марсело Гомес.

В конце вечера овации не утихают минут пятнадцать. Балетные критики не скупятся на похвалу. "Действительно, собрали со всего мира звезд и людей очень авторитетных в балетном деле. Как удалось - это загадка", - удивляется балетный критик Лейла Гучмазова.

Эмоций не скрывают и участники концерта. "Я думаю, был волшебный вечер, - говорит прима Мариинского театра Диана Вишнева. - Вы видели эту овацию!" "Все было шикарно!" – подтверждает премьер Мариинки Денис Матвиенко.

Но главное - понравилось ей, звезде, легенде, Наталье Макаровой.

Сегодня