"Белая Гвардия" выходит на экраны

15 мая Михаилу Булгакову исполнилось бы 120 лет. Но его творчество по-прежнему актуально, если не сказать больше. Совсем скоро на канале "Россия-1" – большая премьера, сериал "Белая гвардия". Экранизация одного из главных романов писателя.

15 мая Михаилу Булгакову исполнилось бы 120 лет. Но его творчество по-прежнему актуально, если не сказать больше. Совсем скоро на канале "Россия-1" — большая премьера, сериал "Белая гвардия". Экранизация одного из главных романов писателя.

Современность Булгакова поразительная. В "Белой гвардии" она буквальна едва ли не до прямых перекличек прошлого и настоящего. Переход Киева из рук в руки. Цветовая круговерть событий, в которых то белые, то красные, то националисты. И крупным планом — судьбы людей, где за фигурами гетмана Скоропадского, Алексея Турбина и Петлюры угадываются параллели с современностью.

Свой самый киевский роман Булгаков написал, не выезжая из Москвы. В буквальном смысле слова "по следам событий эпохи". Ведь кровавый 18-й он опишет уже в начале 20-х. Столь предельно пережитое создателем произведение завораживает уже не одно поколение кинематографистов. К юбилею Булгакова режиссер Сергей Снежкин завершил экранизацию собственного прочтения "Белой Гвардии".

Сериал снимали в России и на Украине. Но основные съемки проходили в Киеве. На Андреевском спуске и Софийской площади.

"Я первый раз в жизни был на Украине, когда приехал выбирать натуру. Я там никогда не был. Ни в Киеве, ни на Украине. Поэтому опасался. Потому что это другая страна, уже прошло 20 лет, другие реалии. И настолько хороша была украинская труппа, очень большая, настолько всех нас поразили и составили счастье украинские актеры, что все мои страхи ушли, улетучились мгновенно", — рассказывает кинорежиссёр, народный артист России Сергей Снежкин.

Почти через 90 лет после появления – "Белая гвардия" роман одинаково и о далеком прошлом, и о совсем недавних событиях.

"Посмотреть на то, что происходило со страной через семью, через персонажи, на одну страну, на Украину, на другую страну — на Россию, на изменения и, вот, на эту атмосферу и на эту природу, которая вместе с человеком менялась и будоражила", — считает кинорежиссёр, сценарист, телеведущий Фёдор Бондарчук.

Этим удивительным даром созвучности времени обладал еще один классик с украинскими корнями. Николай Гоголь. Как и Булгаков, сумевший столь гениально предугадать и описать драматическую повторяемость событий нашей общей истории.

Простая могила Михаила Булгакова на Новодевичьем кладбище. Здесь нет пышных надгробий. Только вот этот камень, прозванный народом "Голгофой". Когда-то он лежал на могиле другого национального гения — Николая Гоголя. Но после того, как кладбище Данилова монастыря решили закрыть, а прах Гоголя перезахоронить, камень потерялся в одной из художественных мастерских. Оттуда на личные деньги его выкупила вдова Булгакова Елена Сергеевна. Она часто вспоминала, что муж при жизни называл Гоголя своим учителем, повторяя: "учитель, укрой меня своей шинелью". Так получилось и при жизни, и после смерти писателя.

Гоголя и Булгакова сегодня много и охотно экранизируют. Просто оба писателя оказались и классиками, и современниками. "Белая гвардия" и в романном, и в экранном измерении получилась историей о гибельном саморазрушении. И роман, и фильм — гуманистическое противоядие насилию, под каким бы флагом оно не творилось. Попытка показать, к чему приводят эксперименты с национальным вопросом, языком и заразительными политическими химерами.

"Этот продукт без сомнения на ценителя, на глубокого, пытающегося в чем-то разобраться человека. Зрителей он наберет за счет времени. Потому что это можно смотреть и через 15 лет, и через 20, и через 120. И это будет всегда актуально", — считает актёр, народный артист России Алексей Серебряков.

"Белая гвардия" режиссера Снежкина собрала созвездия блистательных актеров, где и Алексей Серебряков, и Константин Хабенский. Сергей Гармаш, Михаил Пореченков и Ксения Раппопорт снова играют героев, которые уже не протяжении целого столетия ставят перед поколениями читателей и зрителей вечные вопросы.

"Он отвечает тому, что нужно каждому человеку, созданному, как известно, по образу и подобию Божьему. Он говорит о главном. Он затевает с вами крупный разговор о бытии человека и о бытии Божьем заодно. И это всегда будет род человеческий волновать", — говорит литературовед, профессор Литературного института, доктор филологических наук Мариэтта Чудакова.