Реконструкция Пушкинского: смелые идеи вызвали слишком много споров

Музей изобразительных искусств имени Пушкина в 2012 году отметит 100-летний юбилей. Его создатель Иван Цветаев мечтал о целом городке на Волхонке. Когда же начнется реконструкция, как будет выглядеть обновленный Пушкинский, и построит ли архитектор Норман Фостер "пятилистник" для выставок музея?

Музей изобразительных искусств имени Пушкина отметит в наступающем году 100-летний юбилей. Иван Цветаев, создатель Пушкинского, мечтал о целом городке на Волхонке. И теперь музей, благодаря директору Ирине Антоновой, это не только главное здание с колоннами, но еще и 11 построек вокруг, включая 7 старинных усадеб. Но когда, наконец, начнется реконструкция, как будет выглядеть обновленный Пушкинский, и построит ли архитектор Норман Фостер "пятилистник" для выставок музея?

Макет нового Пушкинского сэр Норман Фостер показал еще в 2008 году на биеннале в Венеции. В конце того же года вместе с архитекторами из России выиграл тендер. Вообще в Москве британскому архитектору как-то фатально не везет: небоскреб в Сити не построили, "Апельсин" вместо ЦДХ тоже. Подвис и проект музея — за три года его не раз перекраивали. Обменялись претензиями краеведы и музейщики. Перессорились чиновники, соседи музея и попечители. В 2012 году Пушкинскому стукнет 100 лет. Реконструкция так и остается пока на бумаге. Окончательной концепции все еще нет.

Расширить Пушкинский до музейного квартала мечтал еще его создатель Иван Цветаев. За дело взялась директор Ирина Антонова лет 20 назад, начав отвоевывать соседние земли.
Что такое Пушкинский музей сейчас? Конечно, всем известное главное здание с колоннами. Но Пушкинский музей это и 11 зданий вокруг. В том числе 7 усадеб. Налево – по Волхонке до дома 8. Направо – до усадьбы Румянцева-Задунайского. А еще это усадьбы Шуваловых, Глебовых по Колымажному переулку, особняк за основным зданием, где жил Карамзин, усадьба Голицыных, где сейчас располагается Институт философии.

Экскурсии по Волхонке и переулкам водят часа три – столько здесь исторических зданий и ни одного случайного. В XVIII веке тут был кабак Волконских "Волхонка". Отсюда пошло название улицы. Палаты XVII века. Особняк, в котором Николай Карамзин писал "Историю государства Российского", а потом размещался музей Маркса и Энгельса. Максимум, что позволено здесь законом – реставрация. Поэтому архитекторы решили объединять здания под землей.

"Можно будет из метро попасть в этот комплекс и идти туда, куда нужно. Можно будет круглосуточно хоть двое суток бродить. Будут кафе, рестораны, детей можно будет сдать", – рассказывает Сергей Ткаченко, руководитель "Моспроекта-5".

Один подземный переход свяжет музей с бывшей усадьбой Вяземских-Долгоруковых – это главный мемориал Карамзина в Москве. Там будет галерея старых мастеров. Под землю уведут гардеробы, книжные магазины, кафе и лекторий. Сверху все прикроют стеклянным колпаком.

"Пирамида Лувра не дает покоя. Теперь не пирамида, а сфера. С точки зрения освещения подземных помещений, это ни для чего не нужно. Там все равно будет электричество. Но пока не удается убедить архитекторов отказаться от этой детали", – сокрушается Рустам Рахматуллин, координатор общественного движения "Архнадзор".

Второй переход протянется к Депозитарию, справа от музея. Это будет полностью новое модернистское здание.

"Это не склад какой-то, там научная работа будет", – уверяет Сергей Ткаченко, руководитель "Моспроекта-5".

"С нашей точки зрения концептуально неверно застраивать шкафами и сейфами окрестности Кремля", – убежден Рустам Рахматуллин, координатор общественного движения "Архнадзор".

Двум флигелям на территории будущего Депозитария отказано в охранном статусе, "Архнадзор" добился, чтобы сохранили фасад одного из них. Хранилище пообещали подстроить под высоту старинного квартала. Попечители хотят иметь территорию для коммерции. В Минкульте предложили отправить фонды за МКАД. Окончательно опять ничего не согласовано.

Споры не утихают и вокруг бензоколонки 30-х годов XX века – это все, что осталось от неосуществлённого проекта Дворца советов. Сейчас здесь заправляют машины только из кремлевского гаража. По проекту ее должны перенести, чтобы здесь, на месте усадеб князей Голицыных и фельдмаршала Румянцева-Задунайского, учителя Суворова, построить выставочный комплекс. Три года назад в проекте он был "пятилистником" – то есть 5 залами под выставки Пушкинского. Будет ли он теперь кубом, треугольником или шаром и будет ли вообще – никто сказать теперь не может. Все проекты дальше эскизов не пошли.

"Я считаю, что выставочный комплекс будет наиболее быстрый и наиболее эффектный объект, выставочный комплекс", – уверен руководитель "Моспроекта-5".

"Проектировать здесь так, как задумал Фостер, немыслимо и незаконно", – протестует координатор общественного движения "Архнадзор".

За 100 лет экспонатов в Пушкинском стало больше в десятки раз, больше 700 тысяч. А выставлено 9 тысяч. Остальное никто вообще никогда не видел и вряд ли увидит, если музей не получит то, что так давно просит. Заявленных площадей ему должно хватить и для новых залов, и для фондов, и для реставраторов и исследователей.

Постепенно музей и "Архнадзор" договариваются и идут на уступки, но есть много неразрешенных имущественных споров. Например, в квартал входит особняк Голицыных, где сейчас сидит Институт философии. Аренда у него до 2019 года, но философов уже аккуратно попросили.

"Музеефикация 7 усадеб в одном районе – это предел мечтаний любого ценителя старины, любого градозащитника. Такого в Москве еще не было. Почему же мы не рады? Потому что это делается странным образом. В этом проекте предусмотрены вещи, которые Пушкинский не может решать в одностороннем порядке", – объясняет Рустам Рахматуллин, координатор общественного движения "Архнадзор".

Из всех 11 объектов Пушкинского готовы всего два, и то их отреставрировали до прихода лорда Фостера – это Музей личных коллекций и детский центр. Строительство квартала должно было закончиться к 2018 году. Оставшихся 7 лет может хватить, если у проекта, наконец, будет единая концепция, а все споры разрешатся.