Краудфандинг приходит в Рунет: где найти спонсоров для проекта

В Америке на протяжении трех лет существует движение краудфандинг (сrowd funding – народное финансирование). Эта система позволяет активным интернет-пользователям вложить деньги в тот или иной проект. И если проект будет успешным, они смогут первыми воспользоваться его результатами.

В результате довольны все: автору удачного проекта не надо гоняться за инвесторами и добиваться грантов, у него уже есть возможность за считанные дни собрать деньги на реализацию своих идей. А спонсоры получают уникальный товар или услугу раньше официального релиза.

Например, так проходит сбор денег на новую интернет-игру: пользователи вкладывают по 500 рублей, а в итоге они могут поиграть в нее первыми. Если же проект будет неудачным, то деньги пользователям вернут. Успешным считается тот проект, который собрал нужную сумму денег в заявленный срок. И речь тут идет не только о компьютерных играх, но о самых разных сферах деятельности.

На Западе такие сайты для "коллективных инвестиций", переживают настоящий бум.  В нашей стране до сих пор существовали лишь единичные попытки создать что-то подобное, но они, как правило, оставались не замеченными. 22 августа стартовала новая перспективная платформа для народного финансирования – Boomstarter.ru. Она дает возможность раскрутить свой проект без привлечения третьих лиц.

Первый успешный проект нового ресурса – музыкальная группа W.K., собравшая за первые дни участия 60 тысяч рублей, из заявленных 100 тысяч, которые надо собрать до 26 октября.

Подобная площадка для народного финансирования формирует пользователей нового формата. Они готовы искать и открывать для себя что-то новое, а главное – именно они будут способствовать развитию тех или иных товаров и услуг, потому что будут голосовать рублем за то, что им нужно.

Авторы этой площадки уверены: в России есть потребность в таких платформах, как Boomstarter.ru, ведь в нашей стране огромное количество талантливых людей ищут пути реализации своих идей. Между тем, классические инструменты финансирования для творческих проектов зачастую не годятся. Банки неохотно дают кредиты на воплощение невообразимой идеи, а для инвестиционных фондов это сопряжено с большими рисками.

Один из создателей платформы Евгений Гаврилин рассказал: "В данный момент поиском креативных проектов занимается команда менеджеров, но в дальнейшем, когда Boomstarter.ru станет популярным, перспективные идеи будут находить нас сами, что увеличит количество интересных предложений. В данный момент над Boomstarter.ru работают 15 человек: менеджеры, разработчики и маркетинг".

Его коллега Руслан Тугушев отметил: делая Boomstarter.ru, авторы проекта ориентировались на потребность современной аудитории находить новые направления в музыке, искусстве, дизайне. Учли и стремление публики быть вовлеченной в процесс созидания. "Наши пользователи сами выбирают проекты, которым суждено стать успешными и развиваться. А также дают понять ненужность той или иной идеи еще до момента ее реализации и запуска на рынок", – пояснил он.

Стоит отметить, что сбор денег в интернет-среде для россиян дело не новое. Правда, собирают в основном с благотворительными целями. Причем, для этого даже не обязательно взаимодействовать с каким-то фондом. Часто пользователи просто размещают объявление в блогах или соцсетях. И благодаря перепостам (даже среди незнакомых людей) удается собрать нужную сумму и на лечение тяжелобольных детей, и на спасение бездомных животных. Но здесь речь идет именно о благотворительности, когда спонсоры не получают никакой материальной отдачи от своих вложений.

Хотя, с примерами удачного краудфандинга интернет-пользователи сталкиваются довольно часто. На такие добровольные пожертвования успешно существует и развивается популярный браузер Mozilla Firefox. Такой же схемой пользуются и другие производители программного обеспечения. Они предлагают скачать свое ПО бесплатно, но рекомендуют внести определенную сумму, чтобы получить дополнительные возможности.

Краудфандинг, как и многие другие идеи в сфере IT, пришел в Россию из США. Самый успешный ресурс коллективного финансирования, Kickstarter.com, был запущен в Америке в 2009 году. Впрочем, сегодня эта площадка популярна уже за пределами своей родины. В среднем, каждый проект на Kickstarter собирает 10 000 долларов, но есть рекордсмены. Например, электронные часы Pebble, которые синхронизируются с iPhone, собрали более 10 миллионов долларов, при заявленных100 тысячах.

В январе этого года Kickstarter подводил итоги, и выяснилось, что в апреле 2011 года общая сумма пожертвования, сделанных через этот ресурс, составляла 50 миллионов долларов. А в октябре она увеличилась уже вдвое. В данный момент на этой американской платформе находят финансирование более 4 тысяч проектов из разных сфер. За три года ресурс дал возможность собрать средства для реализации более 68 тысяч проектных единиц.
 

Сегодня