Спасти "Дом Мельникова"

Знаменитый "Дом Мельникова" находится в бедственном состоянии, здание требует масштабного ремонта. Вот уже 20 лет дом на Арбате пытается спасти внучка архитектора. Сохранности шедевра конструктивизма угрожает близлежащая масштабная стройка.

Знаменитый "Дом Мельникова" находится в бедственном состоянии, здание требует масштабного ремонта. Вот уже 20 лет дом на Арбате пытается спасти внучка архитектора. Сохранности шедевра конструктивизма угрожает близлежащая масштабная стройка.

Попасть сюда непросто. За забором – шедевр, удивительный, не похожий ни на что, словно оставшийся от инопланетян то ли космический корабль, то ли футуристический дом. Составленный из двух цилиндров, он — воплощенная мечта советского архитектора, имя которого давно вошло в историю, а творчество — во все монографии по истории архитектуры XX века. Дом Мельникова!

Камерная — на три человека — экскурсия по личной договоренности с Екатериной Каринской, внучкой автора этого памятника авангарда Константина Мельникова и добровольной хранительницей дома. Пост свой она готова сдать, а полномочия сложить, но только если государство превратит шедевр в действующий музей – музей двух Мельниковых, отца-архитектора и сына-художника, сохранит дом-мастерскую в том виде, в котором он находится, и построит фондохранилище.

"Рама над козырьком ломается. Если будет сейчас усилено нарушение режима грунтовых вод, будет поставлена плотина, то для дома это катастрофа. Я не могу добиться от Москомнаследия, чтобы пришли и хотя-бы составили акт о том, что есть такие явления . Не слышат, не приходят", — сетует Екатерина Каринская.

Даже сейчас не приходят и делают вид, что не слышат, когда дом трещит по швам, проседает, ломается от стройки, что находится в двух шагах. "Архнадзор" бьет в набат, требуя от мэра Собянина приостановить работы по рытью 15-метровой ямы. Эти работы, в общем-то, и так противоречат столичному законодательству, запрещающему строительство в охранной зоне центра, но, похоже, в данном случае, закон — что дышло.

Этот дом Константин Мельников построил для своей семьи в 1928 году. Случай исключительный: власти выделили архитектору 720 квадратных метров в центре Москвы на экспериментальный проект. По этому образцу хотели возводить дома-коммуны из кирпича и стекла — светлые, просторные, всегда теплые за счет воздушной циркуляции, прочные. А почему нет?

Сегодня штукатурка осыпается, полы в разводах. В подвале дома семья пережила войну. Это было возможно, так как свой дом Мельников строил как автономный, и не покидал его никогда. Внучка архитектора Екатерина Каринская рассказывает: "Здесь была кухня, столовая, папина кровать, здесь стояла кровать дедушки с бабушкой. Смотрите — все мокрое!"

В этом доме почти все сохранилось в том же виде, как при основателях. Екатерина Викторовна показывает работы своего отца: он не продавал ни свои, ни Мельникова-старшего. Продал лишь однажды, Третьяковской галерее, чтобы починить крышу. Дедушка у папы вышел как живой, ночью даже можно испугаться.

Екатерина Каринская помнит, как ребенком не любила этот дом: жители близлежащих обычных многоквартирных зданий называли его "консервной банкой". "Как-то пришла и деду говорю: "Ну что ты построил! Хоть бы ракушек налепил!" А дед говорит: "Ну, потерпи, внучоночек, чуть-чуть. Вот деньжатами разживемся — и налепим", — вспоминает она

Внучка архитектора Мельникова уверена, что если бы не эти испытания, то она не выдержала бы 20-летнюю борьбу за дом — и показывает папку с ответами чиновников и выводами экспертов.

Сверху, с крыши соседней высотки, видна та самая стройка компании "Траст Ойл", что грозит гибелью творению Константина Мельникова, та самая стройка, из-за которой появились трещины в соседних зданиях, в доме Окуджавы, та самая стройка, что уничтожила дом Мельгунова, переживший наполеоновский пожар.

Координатор общественного движения "Архнадзор" Константин Михайлов рассказывает: "Еще в 2006 году специалистами Московского государственного строительного университета было выполнено специальное техническое и геологическое исследование. Не только фундамента здания, но и грунтов и всей окрестности. Специалистами был сделан недвусмысленный вывод, что любое масштабное строительство по соседству и освоение подземного пространства будет нести для памятника крайне негативные последствия, и может привести к его разрушению".

Все, кто приезжает в Москву, любой архитектор, художник, все, кто хоть как-то понимает что-то в современной культуре, хочет в Москве видеть ровно один дом — дом Мельникова. "Очень жаль, что нет музея Мельникова. Хотелось бы войти внутрь, выставку посмотреть, документы почитать. Надеемся, в наши будущие визиты в Москву это будет, и мы сможем поближе познакомиться с этим памятником", — говорит гость столицы Ольга Никлас.

Мнение приехавшей из Германии семьи Никлас — глас народов и, собственно, то, о чем просит внучка — дать возможность всем, а не только знакомым, увидеть шедевр под названием "Дом Мельникова", который есть во всех учебниках по истории архитектуры, в путеводителях по Москве и в печальном списке ЮНЕСКО "Мировые памятники архитектуры, находящиеся под угрозой исчезновения".