Не стало Вадима Юсова – оператора, снявшего классику кино

Читать Вести в MAX
На 85-м году жизни в Москве скончался знаменитый кинооператор Вадим Юсов – основоположник многих приемов, сейчас широко применяемых в операторском искусстве, на фильмах которого выросло не одно поколение. С ним мечтали работать многие выдающиеся режиссеры, а для Тарковского он был единственным.

На 85-м году жизни в Москве скончался знаменитый советский и российский кинооператор Вадим Юсов — основоположник многих приемов, сейчас широко применяемых в операторском искусстве, на фильмах которого выросло не одно поколение. С ним мечтали работать многие выдающиеся режиссеры, среди которых Сергей Бондарчук и Георгий Данелия. А для Тарковского он был единственным.

Искрящийся, залитый солнцем мир, такой, каким он видится в возрасте не старше 10 лет. Именно так большинство из нас вспоминает детство. Эти очень точные по смыслу и одновременно чувственные по форме кадры снял Вадим Юсов. Легендарный оператор придумал свой метод в кинематографе, который вошел во все учебники по мастерству: камера едет на рельсах в сторону артиста, а оператор снимает так называемый отъезд.

Мальчик остается на месте, пейзаж за ним стремительно несется: кадры из фильма Андрея Тарковского "Иваново детство" (1962 год).

"Зритель должен воспринимать мысль через то, что он видит на экране, и не думать об артисте, операторе, режиссере", — рассуждал кинооператор, народный артист РСФСР Вадим Юсов. И это ключевая фраза, которая раскрывает суть его работы. Для него ни один красивый эффектный прием или метод не мог заслонить смысл создания кадра и картины в целом.

Он стал соавтором четырех знаменитых картин Тарковского. И был единственным оператором, которому Тарковский доверял самостоятельно снимать некоторые эпизоды. "Андрей Рублев" — здесь Вадим Юсов придумал длиннейшие по кинематографическим меркам кадры, получилось масштабное эпическое полотно.

"Я шагаю по Москве" Георгия Данелии — картина создана как будто на одном дыхании. Именно благодаря Юсову Москва эпохи поздней оттепели стала главным действующим лицом ленты. Можно долго рассказывать о том, как Юсов снимал урбанистический пейзаж, стоя на самом краю высотки, но никакой прием не объяснит, почему зритель видит Москву именно такой.

Хотя изобретения Юсова со счетов снимать нельзя, он придумывал технические приспособления для того, чтобы снимать сцены при свечах, или масштабные движения танковых колонн как в картине Бондарчука-старшего "Они сражались за Родину".

Он много десятилетий преподавал во ВГИКе, и те, кто хотели овладеть мастерством, ждали приема именно на юсовский курс. Его боготворили за профессионализм, доброжелательность, терпение, отсутствие снобизма — качества, свойственные великим. По его фильмам будут учиться и в следующих веках, и никакие компьютерные излишества не заменят его чувственный взгляд на жизнь.