В Москве простились с Анатолием Добрыниным – легендой отечественной внешней политики. Слово "легенда" в данном случае не преувеличение – Анатолий Федорович, по признанию его коллег, был действительно великим дипломатом.
Это благодаря ему Карибский кризис не перерос в ядерную войну между СССР и США. И именно Добрынин четверть века возглавлял советскую дипмиссию в Вашингтоне, продлить его командировку просили сами американцы. Сегодня Анатолия Добрынина вспоминают по обе стороны Атлантики. Ветераны отечественной дипломатии, бывшие и действующие послы, коллеги из-за рубежа. Для них имя Анатолия Добрынина – символ международных отношений.
"Светлый человек, умный, мудрый, один из лучших наших дипломатов", – вспоминает министр иностранных дел РФ в 1998-1999 годах Евгений Примаков.
Вот автомобиль с американским флагом и дипломатическими номерами въезжает на территорию ЦКБ. Уход из жизни Добрынина с болью восприняли в России и в США.
"Именно дипломатический талант, выдержка и оптимизм Анатолия Добрынина – посла Советского Союза в Вашингтоне, как станет понятно позже, в те 13 октябрьских дней 1962 года, сыграли одну из ключевых ролей в преодолении Карибского кризиса.
"Мне довелось близко наблюдать работу Александра Федоровича во время Карибского кризиса, и Александр Федорович был в ту пору основным связующим звеном между президентом Кеннеди и советским руководством, и его роль в том, что удалось уйти от этой пропасти – неоценима", – говорит Валентин Зорин, с 1965 года политический обозреватель ЦТ СССР, обозреватель РГРК "Голос России".
Случай в мировой практике беспрецедентный – послом в США Александр Добрынин пробыл 25 лет. Целая эпоха в двусторонних отношениях, за которую в Вашингтоне сменились 6 президентов, а в Москве 5 генсеков. Вьетнам, Ближний Восток, Германия и Китай – на время его работы в США конфликтов между двумя странами и идеологиями выпало больше, чем на всех его предшественников и последователей вместе взятых. Они и сейчас называют себя учениками добрынинской школы дипломатии.
"Главное, что оставил в завет всем будущим дипломатам: нужно быть искренним и честным. Ставить правду и принципы выше всего в представлении нашего государства", – рассказывает Валентин Фалин, в 1971-1978 годах – посол СССР в ФРГ, доктор исторических наук.
Талант переговорщика и аналитика, его внутренняя свобода человека, который понимал, что от его слов и поступков зависит не только судьба страны, но судьбы всего мира, сделала Добрынина символом компромиса, дипломатом, с которым все президенты США общались одинаково открыто. И разрядка, случившаяся с приходом Горбачева, во многом была кропотливо подготовлена послом Советского Союза Анатолием Добрыниным.
"Он пережил все падения и взлеты отношений между двумя сверхдержавами. Всегда хранил спокойствие, проявлял подлинную мудрость, подлинное дипломатическое умение", – отмечает Виктор Суходрев, личный переводчик Никиты Хрущева, Леонида Брежнева и Михаила Горбачева.
Последние почести легендарному дипломату. Несмотря на преклонный возраст, Анатолию Федоровичу было 90, для отечественной дипломатии, признают все, потеря эта невосполнимая.