Михаил Шемякин снимает мультфильм по сказкам немецких романтиков

Читать Вести в MAX
Если услышите, что Михаил Шемякин не любит современное искусство, то не верьте. "Я не имею права любить и не любить, 40 лет занимаюсь исследованием искусства, что-то я люблю, что-то мне чуждо, но я обязан держать руку на пульсе", – считает Михаил Шемякин.

Если услышите, что Михаил Шемякин не любит современное искусство, то не верьте. "Я не имею права любить и не любить, 40 лет занимаюсь исследованием искусства, что-то я люблю, что-то мне чуждо, но я обязан держать руку на пульсе. Идет колоссальный эксперимент... Современному художнику сложно двигаться, потому что все время идет изобретение", – считает Михаил Шемякин.

Вот Шемякин на выставке номинантов Премии Кандинского, увлеченно документирует все новое. И даже находит родственную душу. "На тему смерти, он прям как Шемякин – любитель кадавров, макабров, как меня называют", – говорит художник, просматривая работы.

Шемякина интересует буквально всё, ведь он собирает универсальный каталог образов для собственного института философии и психологии творчества. Отдельные папки этого каталога превращаются в выставки и серии телепередач "Воображаемый музей".

Но несмотря на толерантность к экспериментам, Шемякин любит классику и великих модернистов. Когда за любовь к Ван Гогу его исключили из художественной школы, устроился на работу в Эрмитаж, такелажником. Он вспоминает: "Не очень приятная работа за копейки, но мне разрешали копировать в Эрмитаже. И все сливалось в одно. Физическая работа, переодеть халат и копировать голландцев, Пуссена и прочих. Потому что я понимал, что без образования художнику рано экспериментировать".

Видимо, тогда Шемякин и научился заниматься многим: и скульптурой, и графикой, и театром. Кроме всеохватных исследований, Шемякин продолжает заниматься скульптурой: в ближайшее время во Владикавказе появится его памятник жертвам терактов. "Мальчик с девочкой, которые руками останавливают страшные фигуры", – описывает скульптуру художник.

Продолжает работать Шемякин и как художник театра. Для Литовского театра оперы и балета преображает балет "Коппелия". "Делаем Гофмана из сладкой сказки", – рассказал он.

Делать Гофмана этот художник умеет как никто. Это, говорит, потому что детство провел в Кенингсберге под соответствующее чтение. "Мама мне читала немецких романтиков, и никто не был мне так близок как Гофман, Тик, Новалис, Клейст", – вспоминает художник.

Любовь Шемякина к немецким романтикам находит разные проявления – то балет, то мультфильм. Бывая в Москве, он обязательно идет на студию "Союзмультфильм" к режиссеру Станиславу Соколову. Восемь лет назад они начали работу над фильмом "Гофманиада". Готово 13 минут, планируют – 98. Делать кукольную анимацию – дело кропотливое и не дешевое. "Нужно клянчить и плакать, бить себя в грудь и унижаться", – говорит Михаил Шемякин.

Но пока художник не устает следить за тем, как его эскизы обретают объем.