В Москве пройдут торжества, посвященные 120-летию со дня рождения Сергея Ильюшина — выдающегося авиаконструктора и ученого, создателя легендарного штурмовика Ил-2. Его самолеты вынесли на своих крыльях тяжелейшее бремя Великой Отечественной войны, а в мирное время зарекомендовали себя, как надежные трансокеанские лайнеры.
Сергей Ильюшин родился 18 (30) марта 1894 года в деревне Дилялево Вологодской губернии. Еще в 1917 году он сдал экзамен на звание пилота-авиатора при школе Всероссийского аэроклуба. В мае 1919 года его призвали в Красную Армию и молодой авиатор начал службу сначала механиком авиаремонтного поезда, а затем старшим механиком и комиссаром авиационного парка. Это позволило Ильюшину досконально изучить конструкцию практически всех самолетов того времени, особенности их эксплуатации и боевого применения.
В 1931-1932 годах был заместителем начальника Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). Потом его назначили начальником КБ опытного самолетостроения — Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) 39-го завода. Там он создал свой первый самолет — дальний бомбардировщик ЦКБ-26. "Первенец" послужил основой для создания дальнего бомбардировщика ДБ-3. На одном из серийных самолетов этого типа летчик Владимир Коккинаки выполнил беспосадочные перелеты: Москва — Дальний Восток и Москва — Северная Америка. Эти рекордные полеты позволили выявить потенциальные возможности машины, оказали большое влияние на последующее совершенствование бомбардировщиков ДБ-3 и Ил-4.
Во второй половине 1930-х годов Сергей Ильюшин предложил создать бронированный штурмовик — "летающий танк" для непосредственной авиационной поддержки войск на поле боя в условиях сильной противовоздушной обороны противника. Из бронированных листов изготавливался каркас планера. Это позволило значительно снизить вес конструкции самолета и оснастить его мощным вооружением. В марте 1941 года в Воронеже состоялся первый полет серийного штурмовика Ил-2 в одноместном варианте. Потом был срочно разработан и принят на вооружение двухместный вариант с кабиной стрелка. Штурмовики Ил-2 и дальние бомбардировщики Ил-4 стали основной ударной силой советских Военно-воздушных сил в Великой Отечественной войне.
В годы войны усилия авиационной промышленности страны были направлены, в первую очередь, на удовлетворение нужд фронта. Но уже в 1943 году Сергей Ильюшин по своей инициативе начал проектировать пассажирский самолет на 27 мест. Он понимал, что после войны стране потребуется более скоростной, комфортабельный и экономичный пассажирский самолет по сравнению с имевшимся в то время Ли-2. Инициатива была поддержана. Так в работе ОКБ появилось новое направление — создание пассажирских самолетов.
В январе 1944 года был одобрен проект пассажирского самолета Ил-12. А ровно через два года летчик-испытатель Владимир Коккинаки поднял Ил-12 в воздух. Машина начала широко эксплуатироваться в "Аэрофлоте".
На основе Ил-12 был создан пассажирский самолет Ил-14. Вплоть до второй половины 1950-х годов Ил-14 являлся основным самолетом "Аэрофлота" и Полярной авиации. Различные его варианты эксплуатировались до начала 1990-х годов, пишет ИТАР-ТАСС. Вскоре появился Ил-18. Он стал первым отечественным самолетом, нашедшим широкий спрос за рубежом.
Ил-76 — последний самолет, разработанный под непосредственным руководством Ильюшина. Лайнер совершил свой первый полет 25 марта 1971 года, затем пережил несколько модернизаций, и до сих пор остается в строю.
В настоящее время реализуется самый крупный для Минобороны РФ контракт на поставку 39 военно-транспортных самолетов новой модификации — Ил-76МД-90А.
Специалисты отмечают, что у Сергея Ильюшина практически не было "неудачных" самолетов. ОАО "Авиационный комплекс имени Ильюшина" продолжает работу над созданием новых машин. Среди них — легкий военно-транспортный самолет Ил-112В для Военно-воздушных сил России, пассажирский Ил-114, российско-индийский военно-транспортный самолет.