Менее года назад было создано АНО "Конгрессно-выставочное бюро города Москвы". Генеральный директор Ксения Бойкова рассказала в интервью телеканалу "Россия 24" о целях создания и основных задачах организации.
- Менее года назад было создано конгрессно-выстановочное бюро в Москве. Какова цель была его создания и что такое конгресс-туризм?
- Конгресс-туризм – это очень общее понятие. Скорее, деловой туризм, то есть все, что связано с поездками людей на деловые мероприятия — конгрессы, конференции, выставки. И здесь, наверное, нужно больше смотреть на организаторов этих мероприятий, которых так или иначе любая страна, любой город стремится привлечь для того, чтобы активизировать обмен мнениями в той или иной среде, в той или иной отрасли. Они помогают показать свои достижения, инновации, ну и, конечно же, добиться некоего экономического эффекта. Деловые туристы оставляют в три раза больше денег в том городе, в той стране, в которую они приезжают, чем обычные путешественники. Конгресс-бюро – это организация, которая направлена на привлечение организаторов, инициаторов деловых мероприятий, самих деловых мероприятий непосредственно в город. И в этом плане ведется активная работа на международном рынке, с местными, так называемыми локолхостами, то есть потенциальной принимающей стороной международных конгрессов, международных конференций, выставок в том числе.
- Вы говорите, что бюро является связующим звеном между заказчиками проведения подобных мероприятий и городом. Есть ли план стратегического развития, и какие в нем пункты все-таки являются приоритетными на сегодняшний день?
- Мы поставили определенные цели на первом этапе нашего развития. Конечно же, это информирование. Это создание единого окна консультаций для международных инициаторов встреч. Мы столкнулись с тем, что международным ассоциациям, которые хотели провести свои мероприятия в Москве, было достаточно сложно сориентироваться, кто их сможет принять, какая у нас инфраструктура, что необходимо для того, чтобы начать планирование своего мероприятия в столице России. Поэтому важны информирование, служба единого окна, и в первую очередь, интернет-сайт. А также личные консультации наших сотрудников. Это то, что нужно было сделать в первую очередь. Естественно, мы принимаем участие в крупнейших международных отраслевых выставках. Это так называемая точка выхода для любого города, для любой страны на международных планировщиков встреч, где мы лично можем рассказать о себе, провести презентации, специальные мероприятия и так далее. Продемонстрировать , какой потенциал у нашего города с точки зрения проведения конгрессно-выставочных мероприятий. Мы очень активно выступаем на международных конференциях и форумах с презентацией наших возможностей. И рассказываем о том, как здесь практически можно все сделать, с конкретными примерами. В частности, как проводятся такие мероприятия, как конгресс предпринимателей, состоявшийся в этом году в Москве, или, например, мировой нефтяной конгресс, и так далее. Одна из главных задач для нас – консолидация конгрессной, в частности, отрасли, понимание того, какие операторы у нас действуют на рынке, какие услуги они оказывают, каков уровень качества этих услуг. Необходимо понимание того, насколько широка наша инфраструктура, что мы можем конкретно рекомендовать международным инициаторам встреч.
- Каковы ваши приоритеты на этот год, ведь до недавнего времени конгрессы, выставки, проводимые в Москве, были довольно-таки стихийно организованы под влиянием тех или иных экономических или политических встреч. Еще полгода осталось. Чего нам ждать?
- Сразу хотела бы оговориться — конвеншн бюро в любой стране, в любой точке мира – это некий маркетинговый инструмент, который требует некоторого времени на развитие определенных усилий. Редко бывает так, что вложенные усилия оправдываются привлеченными мероприятиями в тот же год. Это может быть справедливо для, допустим, корпоративных мероприятий, дилерских конференций, международных корпораций и так далее, у которых более короткий срок планирования мероприятия. Если же мы говорим о значимых мероприятиях международных отраслевых ассоциаций, это то приоритетное направление, над которым мы сейчас работаем, то, естественно, у всех ассоциаций есть некий план проведения их конгрессов в разных точках мира. И чтобы встроиться в эти планы, мы участвуем в конкурсах, которые объявляют эти ассоциации. Как правило, первый открытый год отложен. Вот сейчас мы играем в конкурсах на проведение конгрессов в Москве, начиная с 2016 года. Необходимо предпринять некий комплекс усилий, этим сейчас и занимается конгресс-бюро, проводя презентации и информируя, а также непосредственно участвуя в конкурсах. В настоящий момент, например, у нас находится в портфеле порядка 40 таких конкурсных заявок, где Москва уже вошла в шортлисты наравне с такими городами, как Лондон, Париж, Хельсинки, другие города.
- Какие у Москвы сильные стороны? Что ей необходимо развивать и подтягивать до необходимого уровня?
- Москва – это центр принятия решений. Это деловой, финансовый центр всего СНГ. Мы можем сказать, что западные инициаторы встреч рассматривают ее как некое окно для выхода на большие просторы и России, и СНГ, для поиска партнеров, для обмена инновациями, и так далее. Москва – это уникальный научный центр. Здесь же расположены и вузы, и научно-исследовательские институты, уникальная профессура, которая является лидером в своей отрасли знаний и привлекает очень серьезные мероприятия. Например, сейчас в Москве будет проходить конгресс "Нано 2014". Это мероприятие впервые проходит в Москве, в том числе с участием нобелевских лауреатов. Это сильные стороны. Есть, конечно, некоторые нюансы, которые нам приходится преодолевать. Есть опасение, что Москва – сложный город с точки зрения трафика, с точки зрения транспортной доступности. Даже не доступности, а, скорее, с точки зрения внутренних передвижений. Естественно, визовый барьер всегда очень волнует организаторов крупных международных мероприятий. Можно собрать больше тысячи или двух тысяч участников со всего мира, однако не все понимают, что в Россию нужно получать визу. Но мы считаем, что это не проблемы, а задача, с которой нужно работать. Те преимущества, которые есть у Москвы, превосходят недостатки. И мы работаем над информированием международной общественности, международных планировщиков встреч, как удобно и быстро все сделать. Надеемся, это очень поможет для привлечения большего количества мероприятий.
- Какой информационный инструментарий ваше бюро собирается вводить для того, чтобы привлекать на московскую площадку новые конгрессы и выставки?
- Мы действуем как самостоятельно, через такие ресурсы, как web сайт, и через участие в профильных выставках. Это, естественно, печатная продукция, максимально полно представляющая всю инфраструктуру и всех участников рынка конгрессного и выставочного рынка города. Поскольку конгреснное бюро – это независимая организация. И мы представляем всех, кто есть в городе Москве. Мы также стараемся обучать и взаимодействовать с представителями нашей отрасли, которые также выезжают на международные мероприятия. У них есть некие цепочки клиентов, партнеров. Мы пытаемся сделать так, чтобы все участники нашей отрасли представляли Москву в едином духе, говорили что это самый лучший город для проведения деловых мероприятий как с точки зрения туристической, культурной привлекательности, так и с точки зрения делового эффекта, который получают все их участники и организаторы.
- По данным Международной ассоциации конгрессов и выставок за прошлый, 2013-й год, Москва занимает всего лишь 58 место. Что делать, чтобы подняться в этом рейтинге?
- Первые шаги мы уже сделали. Правительство Москвы учредило конгрессно-выставочное бюро. Это как раз та самая организация, которая занимается сбором статистики. Ведь не секрет, что с любым рейтингом нужно работать, нужно подавать данные, подавать статистику. Раньше этим никто не занимался. Буквально за полгода деятельности нашей организации Москва поднялась на четыре пункта в рейтинге Международной ассоциации. Все, о чем я говорила, это информирование, это усилие по продвижению, по созданию если не бренда, то некоего комплексного представления о том, что Москва – это не только индивидуальный бизнес. Сюда интересно приехать и привезти коллег, членов той или иной отраслевой ассоциации. Вот эту информацию мы и доносим. И надеемся, что эта наша работа увенчается успехом в ближайшие 5-10 лет, и мы выйдем в лидеры рейтинга. Кстати, по рейтингам Международной ассоциации выставок Москва занимает вполне лидирующие позиции — четвертое место. И, в принципе, если говорить о развитости выставочного рынка, она в данном случае лидер всей России. Да и в Европе очень заметна. В Москве проводится порядка 60 процентов всех выставочных мероприятий России. Поэтому мы сделали акцент именно на конгрессах, конференциях, симпозиумах. Но в целом, естественно, продвигаем весь потенциал города.
- В самом начале нашей беседы вы упомянули, что до 2016 года планируется заявить Москву как место проведения тех или иных конгрессов и конференций. На сегодняшний день сколько в базе вашего бюро объектов индустрии, и планируете ли вы расширять этот список?
- Мы выпустили так называемый митинг пленнерс гайд. Это каталог представителей операторов рынка и конгрессно-выставочных структур. В нем порядка 400 участников на сегодняшний день. Мы планируем не только его расширять, но и актуализировать, поскольку появляются новые участники рынка, либо создаются новые конгресс-центры. Кстати говоря, этот год был урожайный в этом плане. Был открыт новый замечательный конгресс-парк "Украина" на 2200 мест. Это очень важно для нашего города, поскольку у нас ощущается определенный недостаток именно специализированных конгрессных площадей. Вот в этом году у нас произошло такое радостное событие. И, более того, на площадке Экспоцентра тоже планируется некое расширение именно конгрессных площадей. Надеемся, это произойдет в ближайшее время. Мы очень рады, что открываются новые выставочные площадки и появляются новые операторы. Нужно, чтобы они обладали необходимым опытом и предоставляли тот уровень сервиса, который ожидают международные инициаторы встреч. И мы ведем работу, в частности, по аккредитации операторов рынка.