Вячеслав Довгань: для советских луноходов не было непреодолимых препятствий

Вячеслав Довгань: для советских луноходов не было непреодолимых препятствий
Читать Вести в MAX
Канадский ученый нашел на Луне советский луноход. Это второй аппарат, который попал на спутник Земли в январе 1973 года. С тех пор о нем ничего не было известно. Прокомментировал эту новость для "Вести ФМ" заслуженный испытатель космической техники, водитель лунохода Вячеслав Довгань.

Канадский ученый нашел на Луне советский луноход. Это второй аппарат, который попал на спутник Земли в январе 1973 года. Он поставил рекорд по продолжительности работы и скорости передвижения. Летом того же года луноход застрял в одном из кратеров, после чего сломался от перегрева. С тех пор о нем ничего не было известно. Прокомментировал эту новость для "Вести ФМ" заслуженный испытатель космической техники, водитель лунохода Вячеслав Довгань.

"Вести ФМ": Вячеслав Георгиевич, добрый день!

Довгань: Добрый день!

"Вести ФМ": Можно вас поздравить с находкой?

Довгань: Спасибо, но мы знали, что он там находится.

"Вести ФМ": А почему так долго не могли обнаружить?

Довгань: Потому что у нас отечественная космонавтика уже с 1976 года не запускала свои космические аппараты к Луне. А вот американский корабль – лунный орбитальный разведчик, который сейчас летает, кстати, на нем находится отечественный научный прибор – детектор поиска воды, разработка Института космических исследований. Вот мы и надеялись на то, что мы вместе с нашими американскими коллегами найдем не только посадки наших отечественных аппаратов. На Луне, кстати, десять памятников нашей отечественной космонавтики, начиная с "Луны-2 ", которая попала на Луну. И там наши вымпелы СССР лежат до сих пор. Что касается программы "Аполлон-15-16-17", на которых были роверы, то американский разведчик тоже нашел их следы. Как мне сообщили, действительно, найдены следы "Лунохода-2". Это прямая борозда, у нас уже был четвертый месяц или четвертый лунный день. Мы прошли к этой прямой борозде около 37 километров. 8 января 1973 года была запущена "Луна-21", на которой находился "Луноход-2". А 16 января нашему экипажу в составе командира Федорова, оператора Козлитина, штурмана Самаля, бортинженера Кожевникова и вашего покорного слуги в качестве водителя лунохода удалось свести его на поверхность Луны. К сожалению, у нас вышла из строя вся навигационная система еще в полете, поэтому мы абсолютно не знали ни крена, ни дифферента – никакие приборы стрелочные нам ничего не показывали.

"Вести ФМ": И это вам не помешало установить рекорды!

Довгань: Да. Нам, советским, русским, ничего не мешает, мы все преодолеваем. У нас даже девиз в экипажах луноходов – "Вперед! Без непреодолимых препятствий!".

"Вести ФМ": а правда, что вы еще чуть карьеры не лишились как раз из-за того, что ничто вам не мешало поздравить своих космических коллег-женщин при помощи лунохода?

Довгань: Да, это было, но это было на "Луноходе-1". Как раз 8 марта исполнилось практически сорок лет, как мы подарили нашим коллегам-женщинам такие визитки, когда мы нарисовали на поверхности Луны восьмерку. Но тут страданий никаких не было, потому что даже руководство нашего управления и госкомиссии, пожурив нас, потом сказало – нам сделайте то же самое для наших жен. И мы сделали.

"Вести ФМ": Эта восьмерка будет вечно храниться на Луне теперь?

Довгань: Да, я думаю. Так же, как и наши 10 отечественных памятников, как и все американские посадки.

"Вести ФМ": Что теперь будут делать с находкой? Как вы считаете, что нужно сделать с ней?

Довгань: С ней не нужно ничего делать. Он действительно попал в кратер, я его ввел, но я его и вывел оттуда. Но, к сожалению, когда выходили, нам, экипажу, группа управления не разрешила закрывать панель солнечной батареи, то есть крышку. И при выходе реголит попал на панель солнечной батареи и, естественно, ток заряда резко упал. А раз он резко упал, аккумуляторы перестали заряжаться, вентиляция была нарушена. И вот тут он погиб от теплового излучения. Потому что в приборном отсеке должна быть комнатная температура. А там она повысилась, потому что в этот момент на поверхности Луны было плюс 150 градусов по Цельсию.

Воспоминания Вячеслава Довганя слушайте в аудиофайле.

Читайте также по теме:

Снимки НАСА позволили заглянуть в историю советской космонавтики