Канадский ученый нашел на Луне советский луноход. Это второй аппарат, который попал на спутник Земли в январе 1973 года. Он поставил рекорд по продолжительности работы и скорости передвижения. Летом того же года луноход застрял в одном из кратеров, после чего сломался от перегрева. С тех пор о нем ничего не было известно. Прокомментировал эту новость для "Вести ФМ" заслуженный испытатель космической техники, водитель лунохода Вячеслав Довгань.
"Вести ФМ": Вячеслав Георгиевич, добрый день!
Довгань: Добрый день!
"Вести ФМ": Можно вас поздравить с находкой?
Довгань: Спасибо, но мы знали, что он там находится.
"Вести ФМ": А почему так долго не могли обнаружить?
Довгань: Потому что у нас отечественная космонавтика уже с 1976 года не запускала свои космические аппараты к Луне. А вот американский корабль – лунный орбитальный разведчик, который сейчас летает, кстати, на нем находится отечественный научный прибор – детектор поиска воды, разработка Института космических исследований. Вот мы и надеялись на то, что мы вместе с нашими американскими коллегами найдем не только посадки наших отечественных аппаратов. На Луне, кстати, десять памятников нашей отечественной космонавтики, начиная с "Луны-2 ", которая попала на Луну. И там наши вымпелы СССР лежат до сих пор. Что касается программы "Аполлон-15-16-17", на которых были роверы, то американский разведчик тоже нашел их следы. Как мне сообщили, действительно, найдены следы "Лунохода-2". Это прямая борозда, у нас уже был четвертый месяц или четвертый лунный день. Мы прошли к этой прямой борозде около 37 километров. 8 января 1973 года была запущена "Луна-21", на которой находился "Луноход-2". А 16 января нашему экипажу в составе командира Федорова, оператора Козлитина, штурмана Самаля, бортинженера Кожевникова и вашего покорного слуги в качестве водителя лунохода удалось свести его на поверхность Луны. К сожалению, у нас вышла из строя вся навигационная система еще в полете, поэтому мы абсолютно не знали ни крена, ни дифферента – никакие приборы стрелочные нам ничего не показывали.
"Вести ФМ": И это вам не помешало установить рекорды!
Довгань: Да. Нам, советским, русским, ничего не мешает, мы все преодолеваем. У нас даже девиз в экипажах луноходов – "Вперед! Без непреодолимых препятствий!".
"Вести ФМ": а правда, что вы еще чуть карьеры не лишились как раз из-за того, что ничто вам не мешало поздравить своих космических коллег-женщин при помощи лунохода?
Довгань: Да, это было, но это было на "Луноходе-1". Как раз 8 марта исполнилось практически сорок лет, как мы подарили нашим коллегам-женщинам такие визитки, когда мы нарисовали на поверхности Луны восьмерку. Но тут страданий никаких не было, потому что даже руководство нашего управления и госкомиссии, пожурив нас, потом сказало – нам сделайте то же самое для наших жен. И мы сделали.
"Вести ФМ": Эта восьмерка будет вечно храниться на Луне теперь?
Довгань: Да, я думаю. Так же, как и наши 10 отечественных памятников, как и все американские посадки.
"Вести ФМ": Что теперь будут делать с находкой? Как вы считаете, что нужно сделать с ней?
Довгань: С ней не нужно ничего делать. Он действительно попал в кратер, я его ввел, но я его и вывел оттуда. Но, к сожалению, когда выходили, нам, экипажу, группа управления не разрешила закрывать панель солнечной батареи, то есть крышку. И при выходе реголит попал на панель солнечной батареи и, естественно, ток заряда резко упал. А раз он резко упал, аккумуляторы перестали заряжаться, вентиляция была нарушена. И вот тут он погиб от теплового излучения. Потому что в приборном отсеке должна быть комнатная температура. А там она повысилась, потому что в этот момент на поверхности Луны было плюс 150 градусов по Цельсию.
Воспоминания Вячеслава Довганя слушайте в аудиофайле.
Читайте также по теме:
Снимки НАСА позволили заглянуть в историю советской космонавтики