Тема:

Проблемы "Капитал тура" 13 лет назад

Майя Ломидзе: туристам нужно грамотно выбирать турагентства

11 ноября счета одного из крупнейших в России туроператоров были заблокированы из-за большой задолженности. Спустя 6 дней компания временно приостановила отправку туристов.

11 ноября счета одного из крупнейших в России туроператоров были заблокированы из-за большой задолженности. Спустя 6 дней компания временно приостановила отправку туристов. Одновременно россияне, которые уже уехали на отдых, были вынуждены повторно оплачивать стоимость своего проживания в отеле. Сегодня "Капитал тур" рассчитывает завершить переговоры с кредиторами. Об этом говорится на официальном сайте компании. О ситуации с туристами "Капитал тура", с вопросами обеспечения безопасности наших соотечественников за рубежом, а также о новогодних туристических поездках мы поговорили в эфире "Вестей ФМ" с исполнительным директором Ассоциации туроператоров России Майей Ломидзе.

"Вести ФМ": Майя, здравствуйте! Расскажите, какие действия наших соотечественников по возвращении. Что им необходимо предпринять, чтобы получить компенсации, а в некоторых случаях даже вернуть деньги?

Ломидзе: Необходимо прежде всего подготовить пакет документов для предъявления его в страховую компанию. Весь пакет документов, что необходимо, можно узнать в федеральном законе об основах туристской деятельности, статья 17 пункт 5. Страховая компания не имеет права требовать что-то сверх этого перечня, и чем раньше это сделают туристы, тем лучше.

"Вести ФМ": Ну, это, безусловно, страховой случай.

Ломидзе: Безусловно.

"Вести ФМ": А насколько долгая и, главное, сложная эта процедура?

Ломидзе: Процедура сама по себе не сложная, вопрос в том, в какой момент она запускается? Она запускается в тот момент, когда оператор официально письменно признает, что он не собирается компенсировать туристам понесенные расходы. Без этого заявления страховая компания ничего выплачивать не будет.

"Вести ФМ": Как долго наши соотечественники могут ожидать это заявление, как показывает практика?

Ломидзе: Оно может быть выдана и конкретно одному человеку, группе туристов и так далее, ибо сразу будет касаться всех потребителей. А насчет того, что как долго, в общем, мы ожидали, что уже на прошлой неделе компания объявит о каком-то своем решении окончательном, тем не менее, до сих пор этого решения нет.

"Вести ФМ": По вашей оценке, как здесь могут развиваться события? Если компания не объявит официально о том, что она действительно банкрот, и эта проблема будет продолжаться и дальше.

Ломидзе: Я думаю, что, возможно, понадобится вмешательство определенных государственных структур, как вы знаете, в Федеральном агентстве по туризму существует рабочая группа, которая отслеживает эту ситуацию, и, возможно, с участием этой рабочей группы проведены будут определенные консультации, а решение придется принимать либо в одну, либо в другую сторону.

"Вести ФМ": Майя, вообще история с "Капитал туром" показала, насколько незащищены российские туристы. Выбирая того или иного туроператора, на какие факторы нужно обращать внимание в первую очередь, чтобы отдых был отдыхом, а не потерей денег или испорченным отпуском?

Ломидзе: На счет того, что они абсолютно незащищены, я тут не могу согласиться, потому что есть финансовые гарантии, и туристы имеют право и получат определенную компенсацию своих расходов. Замечу, что до 2007 года это было в принципе невозможно. Другой вопрос, что механизм требует совершенствования определенного, и главная задача, чтобы средств финансовой гарантии хватило бы всем потребителям, пострадавшим в данной ситуации. И у нас сейчас даже нет пока информации, сколько таких людей. Те заявления, которые страховая компания принимает, пока не имеет смысла учитывать, потому что вся процедура, строго говоря, не запущена, а впереди еще новогодние праздники, у нас еще целый месяц впереди. Очень важный момент, на который стоит обратить внимание потребителям: не имеет смысла рассчитывать на возмещение компенсации до наступления страхового случая, то есть, условно говоря, если сейчас турист понимает, что 30 декабря он никуда не уедет, потому что там послезавтра компания объявит о своем банкротстве, и соберет пакет документов, чтобы предъявить в страховую компанию, все выплаты будут произведены после 30 декабря, то есть после той даты, когда услуга была уже не оказана.

"Вести ФМ": То есть, получается, те деньги, которые мы затратили на поездку, и поездка э та не состоялась, в ближайшее время не вернутся, нужно искать новые средства на новую поездку?

Ломидзе: Да, если человек хочет поехать до 30 декабря, то да. И тут я хочу сказать, что многие компании, входящие в ассоциацию, предложили специальные условия клиентам "Капитала" для того, чтобы снизить вот это напряжение, вернуть доверие к операторскому рынку. Да, потребителям придется заплатить еще раз, но по себестоимости, то есть операторы готовы отдавать туры и так.

"Вести ФМ": Майя, поясните нашим слушателям, говоря о рынке туроператоров, как грамотно выбрать туроператора?

Ломидзе: Грамотно надо выбирать туристическое агентство. Внутри рынка информация распространяется быстрее, до потребителя она часто не доходит, но профессиональное туристическое агентство, заинтересованное в том, чтобы потребитель к нему вернулся, будет подбирать тур такого оператора, о котором нет плохих отзывов.

"Вести ФМ": Ну, тем не менее, нужно вооружиться информацией, а эта информация не всегда доступна.

Ломидзе: Есть информация, которая лежит на поверхности и которую наши туристы зачастую просто игнорируют. Спросить, чей тур собирается предложить агентство и выяснить информацию об этом юридическом лице.

Комментарий Майи Ломидзе относительно защиты российских туристов слушайте в аудиофайле