Тема:

ЧП на Москве-реке 12 лет назад

Судоводителем стать просто. И недорого

После ЧП на Москве-реке напрашивается аналогия с движением на дорогах: купить техосмотр и права - не проблема. А последний звонок перед трагедией с катером, возможно, был дан во время выпускного вечера - в конце июня теплоход с выпускниками сел на мель, столкнувшись с баржей.

Возможно, последний звонок перед трагедией с катером был дан на Москве-реке во время выпускного вечера - в конце июня. Чуть больше месяца назад теплоход с выпускниками сел на мель, столкнувшись с баржей. К счастью, тогда никто не пострадал. Но, видимо, никто всерьез и не задумался, что ЧП со смертельным исходом может случиться даже на "домашней" реке.

А незадолго до этого - 27 мая - столичная полиция разбиралась с несостоявшимися водными экскурсиями выпускников. Оказалось, что школьникам продали билеты на сухогрузы, которые были переоборудованы для пассажирских перевозок, но так и не получили необходимую лицензию.

Примерно за две недели до трагедии на Москве-реке (а именно: 19 июля) заместитель начальника управления государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС РФ Николай Крючек сообщил, что в этом году во время патрулирований выявлено около 28 тысяч правонарушений. "Это на 8,1% больше, чем в прошлом году", - уточнил он.

"Основные правонарушения - это нарушения правил эксплуатации судов. Зафиксировано более 2000 нарушений правил вождения: превышение скорости, нарушений правил маневрирования, заезд в зону купания, - сообщил тогда Крючек. - На воде, как и на дороге, есть свои знаки, ограничения, своя полоса движения. Об этом нужно помнить".

Аналогия с движением на автотрассах, действительно, практически прямая. Оказывается, на Москве-реке есть и крутые повороты, и неосвещенные участки "трассы" и даже свои "речные бомбилы". Более того: поисковик по запросу "права катер купить" выдает в Интернете целый список сайтов, где можно приобрести не только б/ушное средство передвижения по воде, но и права. Причем, по весьма сходной цене.

Вот лишь одно из таких объявлений: "Права на маломерные плавсредства (катер, мотолодка, гидроцикл). Парусное судно до 60 и от 60 метров. Любая категория (мп,ввп,вп). Любой р-н плавания. Недорого. Быстро. В Москве. В комплекте: права, талон нарушений, карточка судоводителя (справка об успешной сдаче всех экзаменов)".

Почти сразу после трагедии источник в правоохранительных органах столицы отметил, что все документы у судовладельца, который являлся и капитаном разбившегося катера, были в порядке.

Как передает пресс-служба МЧС, сегодня заместитель начальника ГИМС Анатолий Коваль сообщил: "В каждом субъекте Федерации утверждены правила пользования водными объектами, в том числе маломерными судами, а ответственность регулируется административным кодексом РФ".

По его словам, эти собственные акты устанавливают органы надзора за правилами, а также соответствующие меры ответственности за их нарушение. "Другое дело, являются ли они эффективными, налажен ли действенный контроль за актами, которые сам субъект издает", - отметил Коваль.

Тот факт, что катер зарегистрирован на Чукотке, у многих вызвал удивление. Однако, как уточнили в правоохранительных органах, закон это позволяет. Оказывается, что (согласно действующим правилам) судовладелец может зарегистрировать маломерное судно либо по месту жительства, либо по месту базирования судна. Что же касается технического освидетельствования, судовладелец может пройти его в любом регионе, а талон техосвидетельствования выдается на период навигации.

Однако, как ранее сообщили некоторые СМИ, сомнение вызвала дата выдачи талона техосмотра - 9 мая 2011 года. То есть - выходной день. "Таким образом, есть основания предположить, что талон был выдан без осмотра плавсредства", - сказал тогда источник в правоохранительных органах.

Частный катер затонул в районе Лужнецкой набережной после столкновения с баржей в ночь на 31 июля. На его борту находились 17 человек. Семь из них спаслись, девять, в том числе капитан - владелец катера, погибли. Один человек до сих пор числится пропавшим без вести. В транспортной прокуратуре заявили, что проверят не только все маломерные суда на Москва-реке, но и деятельность Госинспекции по маломерным судам.

Сегодня же замначальника ГИМС Анатолий Коваль уточнил, что прогулочный катер не имел названия "Ласточка" (как ранее сообщали некоторые СМИ). "Это была, видимо, ошибочная информация. На самом деле, это было обычное номерное судно без названия. Его номер Р 18-81 ЧО".