Тема:

Что украли в Societe Generale? 13 лет назад

Трейдер из Societe Generale стал любимцем глянца

В Париже начался громкий процесс. Судят простого трейдера, из-за которого банк Societe Generale Vostok, как утверждает его руководство, потерял пять миллиардов евро. Жерому Кервьелю светит по году за каждый миллиард. Судьям предстоит разобраться, только ли Кервьель виновен в колоссальных убытках.

В Париже начался громкий процесс. Судят простого трейдера, из-за которого банк Societe Generale Vostok, как утверждает его руководство, потерял пять миллиардов евро. Жерому Кервьелю светит по году за каждый миллиард. Однако судьям предстоит разобраться, только ли Кервьель виновен в колоссальных убытках. Среди финансистов популярно мнение, что трейдер действовал с ведома вышестоящих лиц.

"Жером-пять миллиардов", как уже прозвали обвиняемого, своим появлением вызвал такой ажиотаж, какого едва ли удостаиваются кинозвезды. Сам 33-летний автор финансовой "аферы века" Жером Кервьель перед заседанием так и не проронил ни слова.

"От этого процесса мы ждем правды, – сказал его адвокат Оливер Метцнер. – Надеюсь, все узнают, что в действительности произошло. Банк Societe Generale больше не сможет скрывать обстоятельств этого дела".

К судебным слушаниям сейчас приковано внимание бирж, инвестфондов, банков. Итог этого уголовного дела вполне может перетряхнуть всю европейскую финансовую систему. В январе 2008 года Жером Кервьель вознамерился совершить фиктивных фьючерсных сделок на 50 миллиардов евро. Сложный их механизм опускаем. Но махинации вскрылись. Правда, слишком поздно. "Отыграть назад" Societe Generale не успел.

В результате в кризисный год потерял пять миллиардов евро. В тот момент мощнейший удар по всей Европе.

"Господин Кервьель действовал в одиночку, используя свое служебное положение, – считает адвокат банка Societe Generale Жан Вэй. – Он обошел все системы внутреннего контроля, и его долго не удавалось поймать за руку".

"Террорист", "бандит", "полоумный трейдер" – как только не называли своего сотрудника в руководстве Societe Generale – мол, иначе как еще объяснить, что, оперируя миллиардами, Кервьель себе не брал ни цента и жил на одну зарплату – шесть тысяч евро в месяц. Но в версию о том, что младший менеджер мог провести такие махинации в одиночку, поверили не многие.

Спасти рядового трейдера после ареста взялись ведущие адвокаты и PR-агентства. Так недружелюбный, нахмуренный Кервьель на фото с пропуска в банк через несколько месяцев стал героем глянцевых журналов. Из многочисленных интервью публика узнала, что у биржевого мошенника в момент первой сделки, оказывается, "дрожали руки".

"Мое руководство было в курсе всех моих нелегальных операций, – утверждает обвиняемый Жером Кервьель. – Все ими занимались. Так устроена система. Везде. Но почему только я должен нести ответственность".

Большие откровения и яркие образы – в мемуарах трейдера, которые вышли ровно за месяц до начала судебного процесса, себя и коллег по отделу, к примеру, Кервьель сравнил с "низкооплачиваемыми проститутками на большой банковской оргии". По его словам, руководство банка требовало зарабатывать деньги на любых, пусть, даже нелегальных сделках. За это брокеров премировали.

Судебный процесс продлится три недели. В случае если Кервьеля признают виновным, ему грозит максимум пять лет тюрьмы и штраф в 375 тысяч евро. Банк планирует "повесить" на обвиняемого и убытки – пять миллиардов.

"Это судебный процесс, конечно, больше, чем частный случай, – отмечает финансовый аналитик Франсуа Шоле. – Здесь надо говорить не о конкретных фактах мошенничества, а о системе, которая прижилась во многих банках".

Несмотря на потерянные миллиарды тогда в 2008-м, Societe Generale выстоял – помогли государственные вливания. Скандал, правда, стоил места президенту банка. Даниэль Бутон вышел на пенсию – 730 тысяч евро в год.