В списках пропавших без вести во время Великой Отечественной стало на одну строку меньше. Имя Ивана Мирошникова скоро будет высечено на братском обелиске под Москвой, которую ценой своей жизни он отстоял в 41-м. Вот уже без малого 65 лет, как война закончилась, а дети и внуки защитников Отечества продолжают искать своих близких.
Своего отца Галина Ивановна почти не помнит – он ушел на войну, когда ей было всего два года. Но в семейном альбоме бережно хранят все фотографии – особенно те, что отец присылал с фронта.
"Дарую вам фотокарточку на долгую память, а то долго еще, возможно, не придется увидеться", – написано на карточке. Они больше вообще никогда не увиделись. Он перестал писать. Галина Ивановна вспоминает – мама сходила с ума. А после в дом пришло трагическое известие.
"Все родственники стали заходить, полная комната людей набилась. И все плачут, – рассказывает дочь красноармейца Ивана Мирошникова Галина. – Я забилась в уголок, как звереныш, и сидела. Это похоронка на отца была".
Разыскать могилу, а отец погиб в самом начале войны, было делом всей ее жизни. Галину Ивановну (ей и самой сейчас – 69, она малолетний узник войны) об этом перед смертью просила мать. Он вроде бы служил сначала в Иркутске, потом был переброшен под Москву. Но следы затерялись. Спустя годы в местном архиве нашли единственное упоминание: Мирошников Иван, красноармеец, 1910 года рождения. Все сошлось. Похоронен под Москвой. Место захоронения: "Горки-9".
"Горок" оказалось много, и все запретные, – продолжает Галина Ивановна. – И как туда проехать, я не знала".
"Запретные" имеет ввиду Галина Ивановна, значит, что в "Горках" – официальная резиденция Дмитрия Медведева. И она написала письмо президенту. Просила пропуск или хотя бы подтверждение, что могила отца – под Москвой. И он ей ответил.
"Я такого письма даже никогда не ждала – от президента", – признается женщина.
На бумаге, скрепленной гербовой печатью, – самые важные для пенсионерки слова. В Москве провели целое расследование. И, действительно, отыскали могилу отца.
В архиве министерства обороны – ровно 13 миллионов 778 тысяч так называемых "карт учета безвозвратных потерь рядового и сержантского состава" в период с 1941 по 45-й годы. И вот в папке номер 002-62, оказывается, хранится вся информация о Мирошникове Иване Андреевиче. Он – не пропавший без вести. Есть его личное дело, в котором сказано: убит в бою под Москвой 26 октября 1941 года.
Подмосковные Горки. Только не "9". В новороссийском архиве ошиблись. Это совсем другое место. Небольшое село у реки Нара, Подольский район. Передний край боевых действий 93-й стрелковой дивизии. 30-летний Иван Мирошников сражался здесь. На одного красноармейца тогда было 6 немцев. Противник уверенно шел на Москву. Оставались какие-то 60 километров. Но здесь его остановили.
"Тут ад, наверное, был, я так представляю, – говорит руководитель поискового отряда Игорь Красильников. – Штыковые атаки, рукопашные схватки. Семь раз эта деревня, эта господствующая высота переходила из рук в руки".
В этой земле до сих пор – тысячи солдат. В 41-м их даже не успевали хоронить. В министерстве обороны всю информацию подтвердили: дата страшных боев и дата гибели Мирошникова совпадают. Об этом есть запись в архиве. В подтверждение этому – слова Андрея Тихонова, заместителя начальника Центрального архива Министерства обороны РФ: "Пролистывая все донесения, на 52-й странице мы, действительно, находим Мирошникова Ивана Андреевича – красноармейца, минометчика, уроженца города Новороссийск".
Почти круглый год, уже много лет в Горках работают поисковые отряды. Здесь постоянно находят солдат. Но очень редко со смертными медальонами. Оттого на обелиске – так мало фамилий. Но для Галины Ивановны это теперь неважно – ее отец покоится именно здесь. И скоро на обелиске появится новая запись – Мирошников Иван.
Она уже не верила, что такое возможно. В письме от президента – не только долгожданная правда об отце, но и приглашение приехать на могилу. Галина Ивановна собирается сделать это весной. А пока будет ждать личные вещи солдата – ведь, быть может, они, действительно, принадлежали ее отцу. Найдены они в Горках, у рядового красноармейца. Каким и был Иван Мирошников. Без смертного медальона. "Вести" передадут эти вещи лично ей в руки.