В Калининграде думают, как решить проблему двух многоэтажек, построенных за счет московского правительства и подаренных городу. Квартиры в этих домах получили ветераны, однако прописаться в жилье они не могут, так как оба здания до сих пор не стоят на балансе Калининграда. По той же причине в домах нет ни горячей воды, ни газа. Пожилые люди со слабым здоровьем оказались заложниками бумажной волокиты. Кто должен решить проблему ветеранов, которые сейчас фактически остаются бездомными, в интервью "Вестям" рассказал первый заместитель председателя Комитета ГД по обороне, мэр Калининграда в 1998-2007 годах Юрий Савенко.
- Юрий Алексеевич, здравствуйте. Ну ситуация конечно возмутительная, вообще, как вы считаете, почему такое может происходить, и как такое может происходить?
- Ну это классический пример, когда доброе, в общем-то, дело обернулось вот такой почти скандальной историей. Я знаю историю вопроса, когда губернатор нашей области Калининградской Георгий Босс обратился к Юрию Михайловичу Лужкову с просьбой оказать содействие области. И так много строят жилья для ветеранов, но ему хотелось искренне решить вопрос как можно быстрее. Правительство Москвы пошло навстречу, город выделил участки, было выделено 300 миллионов рублей, чтобы быстрее решить вообще вопрос по ветеранам. В чем вообще суть проблемы? Суть проблемы в том, я себе так это вижу и представляю, что городские власти пошли просто навстречу людям. Дома еще не были сданы в эксплуатацию, не было получено право свидетельства на собственность этих домов. Но я убежден в том, что ветераны пришли к городским властям, попросили: с учетом обстоятельств разрешите нам сейчас заселиться. Такие случаи бывают, это я как мэр в прошлом, говорю. Сердце дрогнет.
- Но там же вроде заселились вместе с чиновниками, туда приезжал мэр Лужков, это мы видели по кадрам тогда.
- Наверное, преждевременно это сделали. Вот если бы не пошли, люди, когда приходят, я из своего опыта просто, из практики знаю, люди приходят, говорят о том, что им негде жить, пожалуйста, пойдите навстречу, разрешите нам сейчас заселиться, чтобы мы могли там сделать свой ремонт, там заказать кузню, какую-то мебель. Власть идет навстречу, хотя не должна этого делать до полного 100-процентного оформления документов. А документы у нас в стране оформить с учетом всех процедур различных нужных и ненужных, выдуманных различных ведомственных инструкций, ну вы у любого спросите руководителя города или строителя, он вам скажет, что это минимум год. В соответствии с нашими законами, правительство Москвы, мэрия Москвы сначала передала на баланс правительства Калининградской области, как субъект федерации субъекту федерации, потом правительство Калининградской области передает это на баланс города. Город начинает быстро договариваться с регистрирующими федеральными структурами, чтобы как можно быстрее провели вот эту регистрацию собственности. И действительно, они в очень короткий срок, поверьте моему опыту, в течение 4 месяцев, хотя эта процедура может длиться год, провели вот эту вот регистрацию.
- Вы имеете в виду – какую регистрацию провели?
- Регистрацию прав собственности, чтобы это можно было передать людям.
- Но до сих пор дома еще, насколько я понимаю, не стоят на балансе города, да?
- Вот я сегодня разговаривал с главой города, буквально 30 минут назад, вся эта проблема закончилась. Может быть, в чем-то сюжет ваш помог. Там власти переполошились, конечно, по этому поводу. Но еще раз хочу подчеркнуть, что здесь не вина правительства Москвы. Здесь нет никакой вины правительства Калининградской области или администрации, просто сам процесс прохождения, оформления любых документов у нас в стране, поверьте, это такая…
- А что с этим делать? Особенно когда речь идет о ветеранах, которые действительно старики, по полгода сидят без "скорой помощи", без воды.
- Ну это, конечно, плохо. Но еще раз хочу сказать, что не надо было тогда проявлять слабость властям. И пусть лучше бы люди жили на тех местах, где они жили раньше и с регистрациями, но видимо, просто сердце дрогнуло – старикам пойти навстречу, и поэтому досрочно, без оформления документов раздали ключи и разрешили заселение.
- Юрий Алексеевич, ну вы как бывший градоначальник и депутат, как думаете, что можно сделать, чтобы ускорить этот процесс? Потому что это странно – то, что год занимает оформление документов.
- Мои коллеги из профильных других комитетов работают над (об этом, кстати, говорят и президент, и премьер) разбюрократизацией этих процессов. Потому что это невыносимо становится, просто невыносимо для людей, которые в это время несут же все огромные убытки. Строительные компании платят там за охрану, за электроэнергию – не население, а компании, все это накручивается потом в стоимость квадратного метра. Наши коллеги из профильного комитета по строительству занимаются сегодня ревизией многих документов, в том числе ведомственных документов различных инструкций, чтобы конкретно по этому случаю, если придут газовики, и хотя бы в одной квартире из этих 150 не будет находиться постоянного жителя, они разворачиваются и сразу уезжают. Вот такие у них жесткие инструкции. Не могут без жильца пустить газ. Еще раз хочу сказать, это вот наглядный пример, когда казалось бы – доброе, хорошее дело, которое было сделано для ветеранов, к сожалению, обернулось вот таким скандалом.
- А вообще есть какие-то данные в комитете по обороне, потому что вы наверняка занимаетесь вопросами и проблемами ветеранов, это единичный случай или такое тоже есть где-то по стране?
- У нас вопросами ветеранов занимается комитет по делам ветеранов, такой есть. Но такие случаи с военнослужащими, к сожалению, бывают. Почему опять-таки? Потому что построят дом, я сам был в такой ситуации в свое время, приходят семьи военнослужащих, жены приходят с детьми и говорят: мы живем в казарме, мы живем сегодня на корабле, дайте возможность, пожалуйста, зайти, мы там ничего не будем говорить. Хотя им говоришь о том, что учтите, у вас не будет газа, у вас может не быть воды, у вас могут возникнуть вот такие проблемы. Но сердце мягкое, дрогнет. Запускаешь. Обязательно найдется пара человек, которые на этом фоне начинают жалобы писать во все инстанции – вот нам там ключи раздали, а мы ничем не обеспечены.
- То есть, опять-таки, человеческий фактор.
- Человеческий фактор, конечно.
- Ну а как быть все-таки в такой ситуации, потому что и эта ситуация была сейчас, она стала известна, а о других, например, неизвестна. Людям обращаться в средства массовой информации? Или что, как? Потому что действительно все-таки жить-то хочется.
- Ну, если, допустим, люди обратятся в суд, вот в данной конкретной ситуации, то судья 100% вынесет решение в адрес администрации города и скажет: вы на каком основании без оформленных документов раздали людям ключи? Вот такое будет решение, другого решения не будет. Другой вопрос в том, что сегодня нам как законодателям нужно, и этим занимаются все комитеты, изменением и ревизией принятых законов и подзаконных различных актов и внутриведомственных инструкций, которые настолько утяжеляют жизнь. Казалось бы вот в простой совсем ситуации, как вот в данном случае, как бы и делают власти виноватыми, хотя они – без вины виноватые, заложники огромной бюрократической структуры, машины, которая у нас, к сожалению, имеет место быть в государстве.
- А не говорили вам коллеги, когда можно ожидать появления такого законопроекта, когда же он закончится?
- У нас сегодня во всех комитетах очень много инициатив правительства Российской Федерации по изменению законов, по поправкам. И работа ведется каждый день. Вот я сейчас только с одного из таких заседаний. Поэтому я не могу сказать точно, потому что после принятия даже закона еще следует определенное время для подгонки всевозможных внутриведомственных, министерских приказов. К сожалению, наше чиновничество – такое неповоротливое.
- Ну будем надеяться, что через какое-то время все-таки это закончится, будем надеяться. Спасибо большое за хорошую новость, что хотя бы в Калининграде этот вопрос решился.
- Да, уже этот вопрос решен, люди могут оформлять документы на приватизацию квартир.
- Да, спасибо большое, что пришли к нам.