Директором знаменитой Третьяковской галереи стала Ирина Лебедева. Одно из первых интервью на этом посту она дала "Вестям".
- Ирина Владимировна, здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Ну, во-первых, разрешите вас поздравить с назначением. Первый день ваш на работе выпал на воскресенье. С чего вы начали?
- Воскресенье я отдыхала, как и все нормальные люди. А в понедельник состоялось представление Министерством культуры меня в качестве руководителя, представление коллективу. Конечно, коллектив меня знает давно. Я проработала в Третьяковской галерее почти четверть века. И большой неожиданности в этом не было. Но есть формальная процедура. Приехали заместитель министра культуры Андрей Евгеньевич Бусыгин и его коллеги, которые уже официально представили меня в этом качестве. Затем у нас состоялась встреча с журналистами, где я попыталась кратко сформулировать, очень коротко, какие-то основные наши проблемы, направления деятельности, нашу стратегию. И постаралась ответить на те вопросы, которые мне задавали.
- Давайте тогда, может быть, так же кратко или более развернуто расскажите, что вы собираетесь сделать в первую очередь? Каковы ваши планы?
- Думаю, что в первую очередь, конечно, нужно войти в курс дел. Все должны понимать, что я все-таки искусствовед. А документы приходится подписывать самого разного характера: и финансовые, и юридические. Поэтому, естественно, приходится в это вникать. Но, за последние полтора месяца, когда я была временно исполняющей обязанности, во много я уже, как бы, вникла. И понятно, что проблемы есть. Проблемы нужно решать. И нужно как-то попытаться осмыслить вообще взаимодействие разных структур галереи. Мне кажется, что это одна из наиважнейших задач. Нам нужно более четко прописать свою стратегию деятельности. Чтобы все тактические усилия всех абсолютно служб, каждого человека, который там работает, они работали на эту стратегию. Пока это у нас не очень получается, потому что коллектив большой.
- А сколько человек у вас в подчинении?
- Почти полторы тысячи человек, это большой коллектив. И нужно сказать, что научный коллектив – он не так велик. Большое количество людей работает в службах технических, хозяйственных, экономических, потому что это огромное предприятие, скажем так, по современным меркам. И, конечно, для многих людей, которые приходят в музей, не будучи искусствоведами, специалистами, для них это место работы. Нужно, чтобы это место работы у них все-таки прочно ассоциировалось с тем, что это музей, это храм. И здесь нужно не просто работать, но и служить. Такое некое служение. Вот этот момент, мне кажется, он очень важен для понимания всей нашей деятельности, для, так сказать, взаимодействия разных структур. И вопрос имиджа, который встает сразу в связи с этим. Потому что, нам, конечно, нужно работать и над своим имиджем, укреплять. И не только в таких стратегических моментах, но и в бытовых, скажем так. Поэтому, мне кажется, это очень важно. Мне кажется важным, действительно, прописать нашу общую стратегию и, чтобы эту стратегию принял весь коллектив. И люди осознанно действовали, понимали.
- А какой может быть стратегия у галереи?
- Стратегия музея, вы знаете, если совсем коротко сформулировать и, может быть, это поверхностно прозвучит, но если относиться к этому концептуально, то мне кажется, можно очень просто сформулировать. И я об этом говорила и на встрече с коллективом, и на встрече с журналистами. Третьяковская галерея должна с уважением относиться к своему прошлому, активно жить в настоящем и смотреть в будущее. Три, так сказать, краеугольных камня, которые определяют на самом деле и понимание нашей деятельности, и направление нашей деятельности, и сам, так сказать, образ главного национального музея страны. И мне кажется, что если мы будем именно концептуально подходить к этим трем простым фразам, то, действительно, будет такое движение вперед, которое необходимо на нынешнем этапе.
- И это же, видимо, будет основой имиджа нового?
- Ну, возможно. Мне кажется, что мы должны сейчас взять некую паузу, осмыслить то, что происходит у нас сейчас, сформулировать свои задачи. И это дело не только директора. Понятно, что много определяет директор. И согласно контракту и уставу Третьяковской галереи руководство осуществляется на принципе единоначалия. Но и ответственность персональная очень высока. Но, конечно, прописывать и попытаться сформулировать это должен весь коллектив в той или иной степени. И, конечно, директор выступает в этой ситуации, как мне представляется, полководцем. Но, полководец должен не только определять такие масштабных задачи, но и с большим внимание относиться ко все нуждам, даже таким, может быть, малозначительным, нуждам коллектива и музея в целом.
- Но, если говорить о глобальных задачах. Ну, с сохранением прошлого все понятно. А что с сегодняшним днем, и тем более с будущим? Что вы видите в этом направлении, что именно важно для музея?
- Для музея важно стать музеем XXI века. Музей XXI века, это не просто место, где показывают замечательные произведения искусства. Это место коммуникаций. В настоящий момент это место коммуникаций. И коммуникаций самого разного рода: между музеем и обществом, между музеем и СМИ, между музеем и людьми с ограниченными возможностями. Задача – воспитывать своего зрителям. Задача – привлекать молодежь. Задача – искать те новые пути, инновационные показы традиционного материала, которые бы заинтересовали те слои общества, которые пока не интересуются изобразительным искусством. Соответственно, нам нужно искать самые разные способы привлечения.
- Вы молодежь сейчас имеете в виду?
- Молодежь, да. Потому что мы должны воспитать своего зрителя. И, с другой стороны, сделать музей тем местом, куда им хочется прийти, куда хочется прийти не только посмотреть произведения, но и хорошо провести время, встретиться с друзьями, пообщаться. В противном случае эту нишу заполняют торговые центры.
- Да. А как это делать в музее?
- В музее, когда стоял в прошлом году вопрос о строительстве нового здания на Крымском валу, мы в нашем техническом задании как раз предусматривали многие эти вещи, потому что сейчас нам этого остро не хватает. Мы планировали сделать особый блок помещений, где можно было развивать программы с детьми, молодежью, где могли быть части музея, которые работают в вечернее время. Какие-то кафе. В общем, место коммуникации, место общения. В Лаврушинском переулке у нас в плане строительство второй очереди. Это строительство нового корпуса Третьяковской галереи, который выходит своим фасадом на Кадашёвскую набережную. В противном случае, если музей не будет развиваться, он останавливается в своем развитии. И нам кажется, что строительство этого корпуса как раз и позволит решить эту же проблему и в Лаврушинском переулке. Поэтому мы очень надеемся, что это все состоится. И музей будет развиваться.
- Но, видимо, еще надо использовать какие-то высокие технологии новые?
- Конечно. Конечно. Для нас задача – показ традиционного искусства каким-то новым способом, понятным современному, молодому зрителю, который, мы все знаем, живёт в Интернете. Значит, способ привлечения в музей может быть и таким. Потому что речь не идет о подмене показа новыми технологиями.
- Ну, естественно. Никто на картинках не заменит настоящее изображение.
- Конечно. Но речь не об этом. А речь идет о том, что люди будут узнавать эти произведения, приходя в музей, встречать эти работы просто как часть своей жизни, как родные, знакомые объекты. Потому что, когда человек попадает в музей, особенно это касается искусства XX века, и не понимает, что это за материал, у него возникает такое внутреннее отторжение. Он чувствует себя неудобно, некомфортно. Может быть, чувствует себя каким-то, не знаю, глупым, необразованным. Наша задача – сделать так, чтобы все чувствовали себя комфортно и хорошо. Значит, должна быть какая-то информация дополнительная, должны быть новые способы показа. И сделать многие вещи просто узнаваемыми. И это тогда создает комфортную среду.
- Ирина Владимировна, очень хочется пожелать вам успехов в этом деле. Потому что хочется уже прийти и действительно посмотреть на то, что вы пообещали. Спасибо большое, что вы пришли к нам в студию.