В Свердловской области работники Богдановичского фарфорового завода протестуют против закрытия предприятия. У него – миллионные долги. В том числе за газ. А если не будет топлива, не будет и производства. Большинство печей, где обжигают фарфор, перезапустить нельзя.
Они все-таки добились своего – газ, перекрытый накануне за долги, сегодня пустили на фарфоровый завод, правда, пока только для поддержки работоспособности печей. Работать в таком режиме невозможно. Сотрудники завода говорят, что часть печей, где обжигали фарфор, за время простоя окончательно вышла из строя.
"У нас в цеху было порядка шесть действующих печей. Две печи работали на температуре 900 градусов. На данный момент они уже "погибли", уже не работают", – рассказала Ганенко Елена, начальник лаборатории ООО "Богдановичский фарфоровый завод".
При мощности 45 миллионов фарфоровых изделий в год завод в последнее время едва выдавал 12. Чашки, тарелки поставлялись в магазины IKEA по всей стране. Заводская гордость – итальянские печи – была запущена почти сорок лет назад. Срок их эксплуатации давно уже вышел, ремонту они не подлежат, но работают чудо-печи по-прежнему хорошо – с одним условием: температуру в них надо поддерживать постоянно, даже если заказов нет. Поэтому вчера утром, когда на завод приехали газовики в сопровождении милиции, чтобы отключить голубое топливо, работники завода чуть не бросились на них с кулаками. А когда задвижка все-таки была перекрыта, больше сотни рабочих вышли на федеральную трассу Екатеринбург – Тюмень, чтобы на этот раз перекрыть движение.
"Разруливать" опасную ситуацию на дороге приехал ОМОН, но силовые методы не понадобились.
"Решение своих проблем за счет создания новых проблем недопустимо. Представьте, мы перекроем дороги, а едут люди. У них такие же права на передвижение, как у вас права на пользование горячей водой. Это значит, что кто-то остановится и начнется конфликт. Милиция будет заложником. Кто-то нанесет телесные повреждения. Не дай Бог, ДТП. А федеральная трасса закрыта быть не может. Это требование закона", – генерал милиции, заместитель начальника ГУВД Свердловской области Александр Первухин убеждал митингующих разойтись. Уже в обед бастующих увозили с дороги по домам на автобусе.
Этот скандал на фарфоровом многие считают следствием, но не экономического кризиса, а неэффективного управления. Собственник завода в Богдановиче – сестра известного криминального олигарха Павла Федулеева – предпочитает не общаться с прессой. Судя по всему, она не собирается выплачивать долги. Сам скандальный предприниматель уже отбывает свой срок в местах лишения свободы, но его имя прочно ассоциируется с большим количеством темных историй, и для предприятий чаще всего означает неминуемый крах. Так было с Лобвинским гидролизным заводом и мясокомбинатом в Екатеринбурге. Теперь очередь фарфорового завода.
"Нет денег. Нет графика погашения задолженностей. Нет никаких действий, – сказал Олег Власов, официальный представитель ЗАО "Уралсевергаз". – Задолженность превышает 20 миллионов рублей. Полгода завод пользовался газом бесплатно".
Ситуацию на фарфоровом заводе второй день обсуждают и в областном правительстве. Чиновники пока что пришли к промежуточному решению: если долг за газ в течение месяца погашен не будет, то правительство будет искать законные способы смены собственника предприятия.
"Вчера мы настоятельно рекомендовали "Уралсевергазу" и руководству Богдановичского фарфорового завода сесть за стол переговоров и найти взаимоприемлемое решение, то есть согласовать определенный график погашения долгов и провести их реструктуризацию. К сожалению, пока этого решения не найдено. Но мы ситуацию контролируем", – отметил Виктор Кокшаров, председатель правительства Свердловской области.
В заводских цехах сегодня необычно тихо. Рабочие – в вынужденном отпуске. Но главное – печи по-прежнему горят. А значит, производство пока не будет остановлено.