Судебные приставы просят операторов связи раскрыть телефоны должников. Исполняющий обязанности директора Федеральной службы судебных приставов Сергей Сазанов уже направил соответствующее письмо на имя министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева. В чем проблема, разбирался Сергей Гололобов.
Раскрытие конфиденциальной информации, кроме решения суда возможно и в ходе оперативного розыска. Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность у приставов может появиться в ближайшее время: соответствующие поправки к закону "О судебных приставах" уже подготовлены.
Позвонил по телефону - сообщил о долге. С этого, по мнению приставов, должно начинаться исполнительное производство. Но это в идеале. Пока же найти должника часто бывает невозможно: по прописке он не живет, концов не найти. Помочь бы мог номер его сотового, но операторы связи их не дают. Ссылаются на законы “О связи” и “Конфиденциальной информации”.
“Оператор сотовой связи Beeline не предоставляет информацию об абонентах по запросу судебных приставов, поскольку это не соответствует требованиям российского законодательства’’, - такова позиция “Билайна” по словам пресс-секретаря этой компании Ксении Корнеевой.
МТС в некоторых случаях может раскрыть телефоны своих клиентов, заявила пресс-секретарь компании Ирина Осадчая.
“Мы предоставляем судебным приставам информацию о номерах телефонов абонентов-должников, если это необходимо для исполнения решения суда. То есть, если судебные приставы обращаются к нам и демонстрируют документы, которые необходимы для того, чтобы взыскивать задолженность, если это документально подтверждённые вещи, мы предоставляем такие номера и мы считаем подобные обращения правомерными”, - говорит Осадчая.
Позицию "МегаФоне" узнать не удалось.
Адвокат Александр Еким добавляет, что на страже интересов операторов связи стоят еще и Конституция страны, и Уголовно-процессуальный кодекс.
“Там точно также написано, что ограничение права гражданина на тайны переписки телефонных и иных переговоров допускаются только на основании судебного решения. Номер телефона, по моему мнению, относится именно к тайне телефонных переговоров, потому что я как гражданин имею право, кому хочу давать телефон, а кому хочу не давать, поэтому ограничить меня в этом праве можно только на основании судебного решения”, - комментирует Еким.
Ну а у приставов своя правда. Те же законы "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах", которые вроде бы дают им право запрашивать необходимые сведения о должнике. Правда, ситуацию нам в Службе судебных приставов не прокомментировали. Между тем, независимые источники уверяют, что номер приставам нужен не только для того, чтобы позвонить и напомнить. Заодно они пытаются узнать у операторов и счета их клиентов, и даже требуют блокировки этих счетов и списания с них денег в счет уплаты долга. Таким образом, например, приставы собираются бороться с алиментщиками и нарушителями правил дорожного движения. И запросы такие не единичные и идут уже на тысячи, говорит исполнительный директор Ассоциации региональных операторов связи Виталий Слепаков.
“Мы считаем, что это неправильное решение. Во-первых, потому что это уже деньги не должника, а деньги оператора: абонент внёс предоплату за оказание ему услуг, и если эти деньги будут списываться, то естественно никакой абонент, являющийся должником, больше оператору никакой предоплаты вносить не будет, а операторы просто будут терять клиентов”, - комментирует Слепаков.
Обычная история. SIM-карту покупает один человек, а пользуется ею и кладет на нее деньги совсем другой. При этом деньги приставы будут списывать именно с официального владельца SIM-карты, объясняет Виталий Слепаков.
“В общем, тут получается полная путаница и могут пострадать совершенно невинные люди, в том числе старики, дети, ведь на детей оформляют родители, а без связи остается ребёнок и здесь масса таких вещей, с которыми надо ещё разбираться”, - считает Слепаков.
Нет худа без добра. Если приставы получат право списывать со счетов должника деньги, то это поможет дисциплинировать абонентов, считает аналитик компании AC&M Consulting Антон Погребинский.
“SIM-карты зачастую не имеют никакого отношения к своему владельцу, на которого они записаны и ими пользуются совсем другие люди. Поэтому, на мой взгляд, если ужесточатся эти правила, то в первую очередь это приведёт к некой дисциплине, хотя бесспорно, будет масса негативного опыта в первое время, но надеюсь, что потом это всё преодолеется”, - говорит Погребинский.
Но до списания приставами долгов своих клиентов с их сотовых путь еще не близкий. Для начала надо понять, готово ли идти на сотрудничество Минсвязи. Если да, то оно, вероятно, сможет повлиять на ныне неуступчивых сотовых операторов. Соответствующее письмо из одного ведомство в другое уже отправлено. В Минсвязи сообщили, письмо судебных приставов получено министерством, но его позиция еще не сформирована.