Тема:

Боевые действия в Ливии 8 месяцев назад

Клинтон сделали крайней за Ливию. Реплика Георгия Бовта


фото: Global Look Press

Еще вчера считалось, что следующим кандидатом от демократической партии на президентских выборах США станет бывший госсекретарь Хиллари Клинтон. И других преемников у Барака Обамы нет. Ей сулили легкую победу над любым кандидатом республиканцев.

Еще вчера считалось, что следующим кандидатом от демократической партии на президентских выборах США станет бывший госсекретарь Хиллари Клинтон. И других преемников у Барака Обамы нет. Ей сулили легкую победу над любым кандидатом республиканцев.

С точки зрения перспектив российско-американских отношений, наверное, это было бы не идеальным вариантом. Клинтон, будучи главой внешнеполитического ведомства, была для Москвы далеко не самым комфортным партнером. Теперь можно поставить такой прогноз под сомнение. В Конгрессе, где в обеих палатах большинство у республиканцев, подогревают скандал, который может поставить крест на политическом будущем супруги бывшего президента Билла Клинтона.

В палате представителей на первой неделе февраля создана специальная комиссия по расследованию роли Хиллари в событиях в ливийском городе Бенгази, где в 2012 году был убит американский посол и еще несколько человек из дипмиссии. А заодно и всей ее роли в развязывании войны в Ливии по смещению Муамара Каддафи. В Вашингтоне шутят, что для Хиллари настал "момент ОМП", где ОМП – это оружие массового поражения. Это явный намек на известную историю, когда другой госсекретарь Колин Пауэлл, которому тоже прочили большое политическое будущее, выступал с трибуны ООН, потрясая пробиркой с белым порошком — якобы доказательством наличия у Саддама Хусейна биологического оружия. Это было подтасовкой, ставшей предлогом для американского вторжения и свержения Саддама. Когда ложь вскрылась, это стало концом карьеры Пауэлла.

И вот что уже вскрылось в отношении Хиллари Клинтон, благодаря слитым в прессу документам. Именно госдепартамент под ее руководством в 2011 году выступал главным вдохновителем и движителем идеи смещения Каддафи силой, вопреки, заметим, более осторожному подходу Пентагона.

В качестве одного из предлогов была использована информация, что верные Каддафи войска, якобы, устроили геноцид мирного населения города Бенгази. Вот почти дословная цитата из выступления госсекретаря Клинтон в программе теленовостей компании Эй-Би-Си 27 марта 2011 года, на следующий день после того, как была принята печально известная резолюция ООН, послужившая основанием для интервенции сил НАТО в Ливии на стороне мятежников: "В Бенгази с населением 700 тысяч человек вырезаны десятки тысяч людей, сотни тысяч бежали либо в никуда, либо в Египет".

Это было, мягко говоря, сильным преувеличением. Каддафи послал в Бенгази 2 тысяч солдат и 12 танков, в ходе боев с мятежниками были убиты 400 боевиков. Это не десятки тысяч.

Как выясняется теперь из затребованных конгрессом бумаг госдепартамента, именно Госдеп, по сути, монополизировал информирование Белого дома о событиях в Ливии, где разгоралась гражданская война. Монополизировал до такой степени, что Пентагон искал независимых путей контактов с Каддафи и его сыновьями, минуя Госдеп, в том числе с помощью отдельных конгрессменов. Госдеп дезинформировал президента об истинных событиях в этой стране, в том числе перехватывая и блокируя не укладывавшиеся в его версию событий донесения разведки.

Созданная искаженная картина, как теперь утверждают инициаторы конгрессовского расследования, ввергла США в ненужные военные действия в Ливии. В то время как против Каддафи выступили поддерживаемые исламистами, в том числе из "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы" боевики, госдепартамент во главе с Клинтон, видимо, вдохновленный иллюзиями так называемой "арабской весны", взял курс на свержение светского режима и экспорт демократии. В рамках такой политики и был получен мандат ООН на установление бесполетной зоны над Ливией, который затем был интерпретирован силами НАТО как право на начало войны на стороне исламистских мятежников против Каддафи.

Диктатор был свергнут. Но вот с демократией сильно не задалось. Сегодня Ливия, которая пять лет назад была пятой страной в Африке по доходам на душу населения – около 20 тысяч долларов – и десятой страной в мире по объему разведанных запасов нефти, не существует как единое государство. Гражданская и межплеменная борьба не прекращается.

Номинальное правительство во главе с каким-то квазипарламентом мало чем управляет и терпит постоянные поражения от банд исламистов. В некогда цветущем Триполи теракты гремят в центре города. 400 тысяч ливийцев из 6-миллионного населения стали беженцами. По сути, Ливия сегодня – одна из территорий, контролируемых так называемым "Исламским государством", против которого вогнавшие Ирак в примерно такое же состояние США воюют в Сирии и в бывшей вотчине свергнутого Саддама Хусейна.

Расследование против Хиллари Клинтон вряд ли станет признанием полного провала политики экспорта демократии в страны, где бытуют порой обычаи Средневековья. Но в Бенгази в 2012 году был убит американский посол одной из группировок, которой США помогали.

Теперь, судя по всему, именно Хиллари предстоит стать "крайней" в этой истории. Как сформулировал один из республиканцев-конгрессменов: человеку, использовавшему такие методы для вовлечения Америки в ненужную войну, нельзя доверять пост верховного главнокомандующего. Пожалуй, Хиллари Клинтон уже им и не станет.