Страсти по углю: Донбасс ждет новая жизнь, а Украину – промышленный коллапс

Национализация предприятий. Об этом все чаще говорят в народных республиках Донбасса. Считают, что для заводов это единственный способ выжить в условиях экономической блокады, которую устроили украинские каратели. Уголь из России больше не поступает.

Национализация предприятий. Об этом все чаще говорят в народных республиках Донбасса. Считают, что для заводов это единственный способ выжить в условиях экономической блокады, которую устроили украинские каратели. Уголь из России больше не поступает. Движение по железной дороге перекрыто. Хозяева — киевские олигархи — держатся подальше от опасного региона.

Заявление Петра Порошенко о том, что Украина может сохранить энергетическую стабильность без России и Донбасса, не выдерживают никакой критики. В 2016 году Киев закупил у российских предприятий 10 миллионов тонн угля, в этом – почти 2 миллиона.

"В Мариуполь мы заходим через Донбасс — там всё, закрыли дорогу, мы работать не можем. Все поехали в Запорожье. Там объявили конвенцию. Вагоны стоят, их не успевают разгружать. Так что Украине без нашего угля будет очень плохо", — комментирует ситуацию президент холдинговой компании "Сибирский деловой союз" Михаил Федяев.

"Схема в том и состоит, что граждане Украины расплачиваются за это бюджетом с Порошенками, которые сегодня контролируют энергетическую сеть Украины", — говорит лидер Комитета спасения Украины Владимир Олейник.

Профессионалы говорят о запасе угля максимум на 20 дней, по истечении которых на Украине начнут вставать не только металлургические предприятия, но и теплоэлектростанции. Ведь на Донбассе добывают антрацит, который покупал Киев для своих ТЭЦ.

"У них свой особый уголь, антрацит, и если его не подать на их станции, то станции работать не будут. То есть задача не просто уголь привезти, а уголь определенных марок. А если привезти просто черный уголь и затопить, ТЭЦ сломается", — объясняет губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.

Сейчас поставки заблокированы. Если на Украине начнутся веерные отключения электроснабжения, никто не удивится.

"Я бы хотел обратиться сейчас к жителям Украины. Вы понимаете, что этой блокадой вредите сами себе?" – спрашивает глава Донецкой народной республики Александр Захарченко.

Предприятия юго-востока Украины закупали в России коксующийся уголь, необходимый для металлургических предприятий. Но везли его через территории, подконтрольные Киеву. Теперь это невозможно – блокада.

"В результат транспортной блокады теряют все, получается. Сами украинцы – если ТЭЦ встанут, не будет ни тепла, ни электроэнергии. Теряют шахтеры в Донбассе. А зачем спускаться в шахту, если твой уголь никому не нужен?" – отмечает заместитель председателя комитета Государственной Думы по энергетике Дмитрий Исламов.

Складываются такие условия, что Москва намерена поставлять уголь в Донбасс напрямую. Киев оказывается третьим лишним.

"Выход-то на поверхности – разогнать всех этих бандитов на железной дороге и снабжаться углем. И любое нормальное правительство так бы и сделало! Вообще-то, в основе блокады лежит не экономическая, а политическая подоплека. Господа Тимошенко, Коломойский решили создать помехи для режима Порошенко, для Ахметова, который с Порошенко вместе", — объясняет экс-премьер Украины Николай Азаров.

Украинскому олигарху Ринату Ахметову принадлежат объединение "Краснодонуголь" (это ЛНР) и Енакиевский металлургический завод в Донецкой республике. Они уже встали. В случае прямой торговли с Россией донбасские предприятия не смогут расплатиться, поскольку находятся в собственности олигархов, а все расчеты идут через Киев. Эксперты расценивают это как своего рода сигнал Донбассу: мол, заводы нужно национализировать. По Енакиевскому первые выводы уже готовы.

"Комиссия дала первое заключение, что мы в состоянии это предприятие запустить без Украины. На это потребуется время, но сотрудникам предприятия беспокоиться не надо, мы о них помним и не забудем", — озвучивает выводы комиссии глава Донецкой народной республики Александр Захарченко.

"Если бы президент захотел навести порядок, он бы убрал эти националистические батальоны, применив законную силу! А что мы наблюдали? Какие-то робкие столкновения в зоне блокады", — говорит лидер Комитета спасения Украины Владимир Олейник.

Национализация заводов означает для Луганска и Донецка торговлю непосредственно с Москвой. Кроме того, в этом случае Донбасс, возможно, ждет новая жизнь. У ЛНР и ДНР вполне могут появиться заказчики в Абхазии и Южной Осетии. Украине же, если угольная блокада не прекратится, не миновать промышленного коллапса.