Еженедельная программа "Вести.net", 13 февраля

Привет, Россия, это программа "Вести.net". На минувшей неделе российское правительство активно занималось вопросами развития интернет-отрасли. В ближайшие годы в России должна быть полностью отстроена система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Привет, Россия, это программа "Вести.net". На минувшей неделе российское правительство активно занималось вопросами развития интернет-отрасли. Так, например, министр связи и телекоммуникаций заявил, что адрес электронной почты может быть признан идентификационным удостоверением личности наравне с паспортом, водительскими правами и адресом регистрации по месту жительства. Ну а в ближайшие годы в России должна быть полностью отстроена система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Об этом на минувшей неделе во время поездки в Уфу заявил премьер-министр Владимир Путин. Но и уже существующие госресурсы в Интернете есть куда улучшать – это показало экспертное исследование, проведенное нашими коллегами.

Лучшим государственным сайтом Рунета стал портал администрации президента России. К такому выводу пришли эксперты, приглашенные интернет-изданием Slon.ru для исследования сайтов госорганов.

Какой бывает электронная Россия? За ответом на этот вопрос редакция обратилась к специалистам из "Лаборатории Касперского", компании "Майкрософт", Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) и портала Opengovdata.ru. Эксперты оценивали порталы госорганов по пяти критериями – навигация, доступ, поиск, информация о деятельности ведомства и обратная связь (отклик пользователей).

"Лучший сайт сейчас – и с этим трудно поспорить – это новый сайт президента Kremlin.ru. Сайт сделан, на мой взгляд, отлично. Есть мелкие огрехи, они незначительны. Но там раскрывается вся информация; дизайн, навигация сделаны правильно и удобно. С сайтом комфортно работать", – считает Иван Бегтин, создатель проекта Opengovdata.ru.

В тройку лучших также вошли сайты министерства финансов РФ и Высшего арбитражного суда. А в самом низу рейтинга оказались сайт Государственной думы, в котором смогут найти нужную информацию только самые находчивые и кропотливые люди, а также сайт Конституционного суда России.

"Хуже всего выглядел сайт Конституционного суда РФ. Прямо скажем, он выглядит очень убого. На нем нет не только нужной информации, на нем слабо реализован поиск, практически невозможно найти то, что нужно; сайт небольшой по объему, то есть совсем скромный. Видно, что он не обновлялся много лет. По дизайну он очень далек от одного из главных в нашей стране органов", – заявил Иван Бегтин.

Теперь – к событиям недели. И сначала о том информационном фоне, за который мы принимаем пять главных сюжетов в новостных телевизионных выпусках.

Пятое место – случай в Екатеринбурге, где милиционеры избили профессора Уральской консерватории.

Строчкой выше – покушение на жизнь начальника УВД Махачкалы.

Далее – кончина известной актрисы Анны Самохиной.

Не смогли добраться до вершины выборы на Украины, остановившись на второй позиции.

Ну а первое место за сюжетами о подготовке и открытии зимних Олимпийских игр в Ванкувере.

Сравним с интересами пользователей Интернета, которые искали новости в "Яндексе". Ну а он фиксировал всплеск запросов к тем или иным темам.

Замыкает пятерку Иван Охлобыстин, получивший от Русской Православной Церкви запрет на служение в церкви.

На четвертом месте – второй тур президентских выборов на Украине, который за неделю откатился на две позиции вниз.

Далее – замена губернаторов сразу в нескольких российских регионах.

На втором месте – жеребьевка отборочного турнира чемпионата Европы по футболу.

Ну а самый большой всплеск запросов связан со смертью и похоронами актрисы Анны Самохиной.

На наступающей неделе российские, да и не только российские, пользователи самого популярного микроблогового сервиса "Twitter" ждут важного события – русификации, то есть перевода интерфейса на русский язык, что, как ожидается, произойдет 15 февраля. Ну а на прошлой неделе "Google" представил массовый сервис, который тут же стали бурно обсуждать и сравнивать с "Твиттером". Хотя на взгляд нашей программы, он ни капельки на него не похож.

Google начинает полномасштабное наступление на рынок социальных сетей. Интернет-гигант представил новый сервис Buzz. Это соцсеть, сделанная с упором на микроблоги, как Twitter.com. Но если последний создан по образу и подобию SMS-сообщений, то Buzz – скорее традиционная модель ленты с комментариями.

Преимущество Buzz перед прежними, не слишком успешными гугловскими начинаниями в сфере соцсетей, – в том, что новинка имеет привязку к Gmail.com, точнее, является одной из опций почты. А, значит, уже на старте Buzz может получить гигантскую пользовательскую базу одного из крупнейших почтовых сервисов – это 176 миллионов уникальных посетителей за месяц.

Кроме того, разработчики Buzz рассчитывают завоевать сердца мобильных пользователей. Для них соцсеть предлагает новые возможности, до сих пор недоступные ни для кого из конкурентов. Владельцы iPhone или смартфонов на базе операционки Android, зарегистрированные в Buzz, будут автоматически обнаруживаться социальной сетью по сигналу телефона и отмечаться на карте Google. Так, пользователь сможет увидеть в режиме онлайн, где находятся его друзья. Безусловно, такая функция вызовет вопросы относительно вмешательства Google в личную жизнь граждан.

Впрочем, основатель Google Сергей Брин выразил надежду, что социальная сеть приживется. По крайней мере, в течение полугодового внутрикорпоративного тестирования Buzz показал себя наилучшим образом.

Еще один проект Google – Street View, который предоставляет возможность смотреть панорамы улиц различных городов мира, встречает все большее сопротивление в Европе. Формы этого протеста весьма разнообразны и креативны.

Немцы протестуют против Google Street View всеми доступными способами. Среди тех, кто считает, что сервис панорамных снимков Google вторгается в частную жизнь людей, оказалась группа изобретательных шутников Free Art & Technology group. Смысл их акции, о которой сейчас говорит весь Интернет, прост: к "гугломашине", которая разъезжает по Берлину и оцифровывает его улицы, тайно был прицеплен GPS-передатчик. Координаты автомобиля стало возможным отслеживать в реальном времени.

Помимо чисто академической шутки — наблюдения за наблюдающим — такая акция имела и практический аспект. Понимая, по какой улице сейчас движется "гугломашина", протестующие легко могли собраться у нее на пути и донести свои чувства до экипажа автомобиля любыми способами – от оскорбительных выкриков до попытки попасть под объективы Street View со снятыми штанами. Ну, а наиболее упорные противники сервиса после долгой слежки за "гугломашиной" даже ответно вторглись в частную жизнь оцифровщиков. Им удалось заснять, как один из сотрудников Street View, измаявшись от разъездов по городу, справляет нужду прямо на улице.

В отличие от Америки, Европа изначально весьма скептически отнеслась к панорамному сервису Google, дополняющему обычные плоские карты фотографиями улиц с охватом в 360 градусов. Законодатели Германии оказались наиболее строгими и принудили Google замазывать лица людей и названия улиц, попадающих на панорамные снимки, а затем уничтожать исходные фотографии, сразу после того, как обработанные и склеенные снимки будет размещены в Сети.

Так и есть – в Норвегии автомобиль Google Street View подстерегли аквалангисты. Точнее, двое молодых людей, которые, надев соответствующие костюмы, дождались проезда автомобиля с камерой и получили свои пять минут славы. Если вы откроете на картах "Google" город Берген и найдете улицу Ругдевейен, дом 39, то непременно увидите эту колоритную парочку. Правда, слава эта весьма относительна, поскольку лица героев заретушированы. С недавних пор это общепринятая практика после того, как несколько человек, запечатленных на панорамах, обратились в суд с исками о вторжении в частную жизнь.

Ну а в нашей стране "Google" предпочитает визуализировать не улицы, а железные дороги. То ли потому, что улицами уже занялся "Яндекс", то ли потому, что по отечественным железным дорогам ездить гораздо удобнее, чем по асфальтовым.

"Google" поможет тем, кто мечтает проехать всю Россию по Транссибу, но не может на это решиться. Теперь такое путешествие можно совершить, не вставая из-за компьютера.

Сотрудники компании сняли на камеру из окна купе весть путь из Москвы до Владивостока и выложили частями на YouTube.com. Более того, каждый из съемочных дней был привязан к карте. Пользователь может "подсесть" на виртуальный экспресс с любой точки маршрута, причем не только на станциях, но и на перегонах между ними. Для этого достаточно просто кликнуть мышкой в любое место на Транссибирской магистрали. Кроме того, проект позволяет "сойти" в крупнейших городах – для особо любопытных "Google" подготовил обзорные экскурсии по "столицам Транссиба".

"У нас было две съемочных группы. Одна съемочная группы из двух человек как раз ехала в купе и снимала все из окна. И вторая съемочная группа ехала месяц, она высаживалась в городах и снимала достопримечательности города, чтобы показать не только Россию из окна поезда, но и интересные места, которые стоит увидеть в городах на пути", – рассказывает менеджер проекта Мария Крамаренко.

Посмотреть из окна поезда можно под звуковое сопровождение, выбранное по вкусу пользователя. Это или стук колес, или музыкальное радио, или аудиокниги. Разумеется, в объективы "Google" в составе придорожных пейзажей попали и сотни людей, то есть проект еще может повторить скандальную судьбу сервиса "Street View", который принес интернет-гиганту немало судебных исков о вторжении в личную жизнь граждан. Их подавали прохожие, которых фотокамера "Street View" так или иначе застала врасплох, а после показала всему миру. Впрочем, в случае с путешествием по Транссибу на стороне "Google" российские законы.

"Если в кадр где-то и попадали проходящие по станциям люди, то законом такие изображения характеризуются, как полученные при съемке в местах, открытых для свободного посещения. То есть, в общественных местах. По российскому законодательству согласие человека, попавшего в кадр, в таком случае не требуется", – объясняет Алла Забровская, директор по связям с общественностью "Google" в России.

150 часов, 10 тысяч километров дороги и невероятные усилия съемочной группы. Все это, собранное воедино, доступно по адресу google.com/transsib. По мнению создателей виртуального путешествия, просмотр придорожных красот России поможет не только ленивым и нерешительным, но и, например, иностранным туристам, которые планируют подобные "экзотические" поездки.
Если "Google", как уже говорилось, вышел на рынок социальных сетей, то "Яндекс", возможно, сделает новый шаг в сегменте мессенджеров. Во всяком случае, наблюдатели называют его одним из возможных покупателей одного из самых популярных – особенно в нашей стране – сервисов подобного рода.

Определился своеобразный шорт-лист возможных покупателей популярного интернет-мессенджера ICQ. По информации онлайнового издания cnet.com, теперешний владелец "аськи" — AOL — как никогда близок к продаже своего актива, который обошелся ей в 1998 году в 400 миллионов долларов.

Вероятные покупатели — крупнейший российский интернет-инвестор Digital Sky Technologies, не менее активный бизнес-фонд из ЮАР — Naspers, в числе прочего владеющий крупной долей в Mail.ru, китайская компания, владеющая популярным на местном рынке мессенджером QQ, и чешский поисковик "Сезам". В числе возможных покупателей cnet так же называет "Яндекс".

Возможная стоимость — от 200 до 300 миллионов долларов. Сумма весьма значительная, но среди покупателей ни одного американского. Дело в том, что "аська" наиболее популярна в Европе и, прежде всего, в Германии и России, где у нее 12 и 8 миллионов пользователей соответственно.

Информация о готовящейся сделке появилась еще в конце прошлого года. Тогда же в интервью глава DST Юрий Мильнер не подтвердил, но и не опроверг возможность покупки. В "Яндексе" же предпочли не комментировать возможную покупку "аськи", сообщив лишь, что в компании довольны уже существующим сотрудничеством.

Дело в том, что напрямую в России AOL не работает, предпочитая действовать через своих партнеров — Rambler и "Яндекс". Они продвигают мессенджер через свои порталы и делят с владельцем ICQ доходы от показа рекламы.

Вообще, неделя была богата на новости об освоении известными игроками неизведанных территорий. Давно не дававшие повода говорить о себе "Одноклассники", например, решили стать более музыкальными.

Социальная сеть Odnoklassniki.ru намерена создать собственный музыкальный сервис. Известно, что руководство ресурса сейчас ведет переговоры с крупными звукозаписывающими брендами, в частности с EMI Group.

Генеральный менеджер российского отделения EMI Сергей Балдин подтвердил эту информацию, заметив, что никаких подробностей о будущем сервисе пока сообщить не может. Сейчас, по словам Сергея, определяется концепция и структура проекта.

К сожалению, администрация "Одноклассников" не ответила на просьбы дать комментарий на этот счет. "Вести.net" связались с компанией "Яндекс", которая в 2009 году запустила сервис "поиск музыки", также основанный на договоренностях с крупнейшими звукозаписывающими лейблами. По словам Дениса Танаева, менеджера "Яндекс.Музыки", чтобы реализовать подобный проект, требуется немало времени и средств.

"Если с западными правообладателями достаточно все просто, там есть некоторое количество менеджеров, достаточно больших, и они держат очень большое количество музыки, то по российским все гораздо сложнее, – отметил Денис Танаев. – В России есть большое количество правообладателей, у которых есть права на небольшое количество артистов. То есть для того, чтобы сделать что-нибудь большое и хорошее, качественное, требуется заключить очень большое количество договоров. И для того, чтобы это большое количество работало, требуется достаточно хорошая команда – как со стороны людей, которые занимаются развитием бизнеса, для того, чтобы это большое количество договоров поддерживать в актуальном состоянии, так и среди контент-менеджеров и программистов, для того, чтобы сервис получился хорошим и качественным".

Впрочем, "Одноклассникам" новый сервис жизненно необходим – социальная сеть до сих пор предоставляет пользователям только три услуги – поиск по людям, просмотр фото и обмен сообщениями. Никаких других медиа-приложений нет – ни игр, ни видео, ни музыки. Поэтому многие пользователи предпочитают конкурирующие соцсети, например, "ВКонтакте" – там видео и аудио-архивы имеют просто колоссальные размеры, так как пользователи сами добавляют туда файлы, чаще всего – пиратского происхождения. Очевидно, и руководство "Одноклассников" рассчитывает "взбодрить" своих пользователей музыкой.

До сих пор неизвестно, с какими брендами, кроме EMI, ведут переговоры "Одноклассники", но еще один представитель "большой четверки" – Warner – в этот список явно не войдет. Компания сегодня объявила, что отказывается от бесплатной трансляции своей музыки в Сети, так считает такую модель распространения невыгодной. А "Одноклассники" как раз рассчитывают сделать прослушивание бесплатным – треки будут доступны в потоковом режиме, а сервис будет окупаться за счет рекламы.

Не претендуя на чужие делянки, верна себе социальная сеть "Мир Бибигона", которая представляет в нашей программе отчет о состоянии дел в детском сегменте Интернета.

На пятом месте – Фабио Капелло, тренер лондонского Челси, из-за скандала вокруг бывшего капитана команды Джона Терри.

Четвертая строчка у вице-спикера Госдумы Вячеслава Володина. Движущей силой стали также скандалы, в которых упоминалась партия "Единая Россия".

На следующей позиции – первый президент Дагестана Муху Алиев. Интерес к нему объясняется тем, что президент Медведев не стал утверждать его в этой должности на новый срок.

Второе место на этой неделе занимает украинский футболист Андрей Шевченко, в связи с сообщениями о том, что он может сыграть на чемпионате Европы 2012 года.

Самый большой рост интереса был отмечен к персоне главы ГИБДД России Виктору Кирьянову. На минувшей неделе он предложил вернуться к балльной системе наказания нарушителей правил дорожного движения.

Ежедневно с вами программа "Вести.net" – в виде коротких выпусков по будням и итогового по выходным. Встретимся через неделю. Россия, пока!