"Спящая красавица": Григорович нашел, чем еще удивить публику

Большой театр готовится к премьере. На обновленной исторической сцене 18 ноября впервые представят балет "Спящая красавица". В постановке занята практически вся труппа и почти все ее ведущие солисты. Юрий Григорович сделал уже пятую в своей жизни редакцию знаменитого спектакля.

Большой театр готовится к премьере. На обновленной исторической сцене 18 ноября впервые представят балет "Спящая красавица". В постановке занята практически вся труппа и почти все ее ведущие солисты. Юрий Григорович сделал уже пятую в своей жизни редакцию знаменитого спектакля. И все-таки нашел, чем удивить публику.

Эта сказка рождалась в муках. То софит не запускается, то декорации не идут вниз, сцена в зрительном зале еще не опробована, а до премьеры — 2 дня!

"У нас еще не было репетиции, не могу сказать", – отвечает Светлана Захарова на вопрос о том, как ей новая сцена.

В зале для репетиций срочно перестилается пол: слишком скользкий и светлый — бликует. А тут еще скандал с билетами, которых не достать теперь и по паспортам. А также скандал с солистами, которые ушли.

"Перестаньте разговаривать все!" – призывает к порядку на сцене Григорович.

Нервничают все. А Григорович все оттачивает и оттачивает. Пятую в своей жизни постановку "Спящей красавицы".

"Мы работаем сегодня с 10 без перерыва. И будем работать всю ночь!" – предупреждает он актеров, поглядывая на часы.

Рядом с хореографом — итальянские художники. Супруги Эцио Фриджерио и Франка Скуарчапино, придумавшие роскошные декорации и костюмы в стиле времен Людовика XIV. Когда, собственно, и сочинял свои сказки Шарль Перро c посвящением королевской племяннице. Вернее, обрабатывал народные, как Бажов и Пушкин.

Художники тоже раздражены — катастрофически не хватает времени довести все до совершенства, как привыкли с Джоржо Стрелером и Лилианой Кавани в Лондонском Королевском театре, в Метрополитен Опера, в Ла Скала. У Франки Скуарчапино – "Оскар" за фильм "Сирано де Бержерак" с Депардье. Нервничают, но понимают: при запуске после реконструкции такого огромного механизма, как Большой театр, накладки неизбежны.

Принцесса Аврора — Светлана Захарова, покинувшая, к слову, в свое время Мариинский театр ради Большого. Балерина, кажется, не изменилась после рождения дочери. Форма та же, но положительных эмоций гораздо больше.

"Она уже была в Риме на спектакле, ан "Баядерке", была на репетициях – очень улыбалась. По-моему, ей театр очень нравится", – говорит о дочери Светлана Захарова.

Принц — заграничный, американский. Как и Светлана, выбравший их всех сцен мира — эту. Дэвид Холберг, настоящая "звезда", солист АВТ, ныне живущий в Москве, штатный премьер Большого театра.

"Это шанс для меня, всего лишь вторая партия в Большом. Очень нравится партнерша – Светлана. Он прима-балерина, абсолют!" – восторженно отзывается о партнерше премьер театра Дэвид Холберг.

Балет-феерия был задуман в 1890 году пышным спектаклем в стиле французских придворных балетов с кадрилью из сказок Перро. Сценарий Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа очаровал Петра Чайковского. Вышла история на века.

Музыка из этого балета — одна из самых исполняемых на симфонических концертах.

Здесь добро, как и положено, побеждает зло — фею Карабос, которую забыли пригласить на крестины. Тогда она решила погубить принцессу Аврору. Веретеном. Но крестная фея Сирени участь смягчила. Наследница трона не умерла, заснула на 100 лет. А с ней и все царство.

Прекрасный принц, как известно, Аврору спас. Поцеловал, разбудил, взял в жены.

Создатели этой версии "Спящей красавицы" страшно волнуются, их можно понять: первыми, на себе, предстоит проверить новую машинерию, акустику и, главное, новую сцену, ее покрытие.

Но уже сейчас можно сказать наверняка: божественная музыка Чайковского вкупе с нестареющей хореографией Петипа и гением Григоровича обеспечат "Спящей красавице" полные залы. При любой стоимости билетов. Вчера в кассах мне ответили, "они есть от 10 тысяч и выше".