О современных тенденциях на рынке кредитования в интервью "России-24" рассказали начальник инвестиционно-банковского управления ИК "ОЛМА" Ирина Ложкина и руководитель управления продаж банка RIETUMU Максим Яровицкий. В частности, было сказано о необходимых условиях займа за рубежом.
"Вопрос выпуска долговых инструментов связан с валютой, в которой ты их выпускаешь, – отмечает Максим Яровицкий. – И если у вас есть часть бизнеса, которая ведется не в основной валюте, конечно, можно выпускать долговые обязательства и в долларах, и в евро – так называемые евробонды. Если это не крупная, а локальная компания, которая тоже хочет привлечь клиентов, она тоже может сделать заем на российском рынке – в рублях".
"Тут стоит напомнить, что облигация является своего рода инструментом того, кто прокредитовал компанию, – говорит в свою очередь Ирина Ложкина. – То есть, закупив бонд и заложив его в банке в случае необходимости, инвестор может привлечь денег для себя лично. Данный инструмент обычно является более дешевым по сравнению с прямым банковским кредитованием. Более того, это беззалоговое кредитование".
И на самом деле для наших заемщиков в основной своей массе сейчас выпуск евробондов или похожих инструментов является, пожалуй, наиболее дешевым способом привлечения финансирования по сравнению со всеми возможностями – даже по сравнению с прямым банковским кредитованием. Потому что, как правило, эти долговые инструменты – беззалоговые, подчеркнула начальник инвестиционно-банковского управления ИК "ОЛМА".
Что же касается требований, которые могут предъявить к российским компаниям, обратившимся за займом за рубеж, то формально это те же самые требования, которые предъявляют российские банки, отмечает Ложкина. Это финансовая отчетность, раскрытие юридической структуры компании и так далее.
Однако, как правило, российские банки до сих пор принимают отчетность по российским стандартам, которые не отражают реальную финансовую ситуацию в компании. Поэтому все иностранные банки, все иностранные инвесторы, если мы говорим о выпуске долговых инструментов, будут требовать отчетность согласно международным стандартам. Подготовленную и заверенную кем-то из аудиторов, подчеркивает Ирина Ложкина.
"Поэтому для того, чтобы выходить уверенно на этот рынок и привлекать финансирование там, компания должна предварительно провести ряд подготовительных мероприятий. А именно: сделать отчетность по нормам МСФО (Международные стандарты финансовой отчётности), расчистить юридическую структуру, сделать ее более прозрачной, понятной, быть готовым раскрывать бенефициаров бизнеса, рассказывать про историю его создания", – подытожила Ирина Ложкина.