Концерн Renault-Nissan будет использовать мощности АвтоВАЗа

Цеха "АвтоВАЗа" сейчас загружены только наполовину. Отсюда - сокращенная рабочая неделя, а значит, и сокращенная заработная плата
Французско-японский концерн Renault-Nissan намерен использовать производственные мощности АвтоВАЗа для удовлетворения потребностей российского рынка. Соответствующее соглашение компании намерены подписать 27 ноября в Париже.

Французско-японский концерн Renault-Nissan намерен использовать производственные мощности АвтоВАЗа для удовлетворения потребностей российского рынка. Соответствующее соглашение намерены подписать 27 ноября глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов и вице-президент Renault Кристиан Эстев по итогам заседания российско-французской Комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества.

Сотрудничество по рекапитализации ОАО "АвтоВАЗ" предусматривает финансовую помощь российского правительства в обмен на поддержку Renault технологиями и использование компанией Renault-Nissan производственных мощностей в Тольятти для обеспечения потребностей российского рыка.

ОАО "АвтоВАЗ" - крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Производственные мощности предприятия позволяют выпускать свыше 800 тысяч машин в год. На конвейерах завода выпускается 15 моделей пяти основных семейств автомобилей "Лада".

Основными акционерами автозавода являются госкорпорация "Ростехнологии", французская компания Renault и инвестиционная компания "Тройка Диалог" (по 25% плюс одна акция). Уставный капитал предприятия составляет 16 миллиардов 62 миллиона 482 тысячи рублей. Завод является градообразующим предприятием для почти миллионного Тольятти.

В результате экономического кризиса 2008-2009 годов и вызванного им проблем со сбытом продукции предприятие попало в сложную финансовую ситуацию. В октябре 2008 года на складах АвтоВАЗа скопилось 100 тысяч непроданных автомобилей. В конце декабря из-за перепроизводства был остановлен главный конвейер, который возобновил свою работу лишь 2 февраля 2009 года. В том же месяце завод вновь останавливался на несколько дней - ряд поставщиков из-за долгов предприятия отказались отгружать ему комплектующие. На конец марта долг поставщикам составил около 14 миллиардов рублей.

30 марта во время посещения Толятти премьер-министр Владимир Путин одобрил выделение заводу 25 миллиардов рублей господдержки. Также модельный ряд завода попал под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам. В июле предприятие обнародовало финансовую отчетность за 2008 год, объявив об убытке в 24,7 миллиарда рублей.

Руководство завода признало, что не может выполнить антикризисную программу и к концу 2009 года выпустит всего около 330 тысяч машин вместо 590 тысяч планируемых. В сентябре на заводе была введена 20-часовая рабочая неделя и на 50% сокращена зарплата рабочих. С 3 августа по 1 сентября главный конвейер предприятия вновь был остановлен. В августе президентом АвтоВАЗа стал Игорь Комаров, сменивший на этом посту Бориса Алешина. 14 сентября вышел указ об увольнении около 5 тысяч сотрудников завода. Сегодня численность работников предприятия - около 96 тысяч человек.

За 9 месяцев 2009 года АвтоВАЗ произвел 269,5 тысячи машин, что на 43,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Чистый убыток предприятия за этот период составил 19,7 миллиарда рублей, выручка сократилась до 60,8 миллиарда рублей. По состоянию на 1 октября 2009 года суммарный долг предприятия составил 62 миллиарда рублей.

2 октября премьер-министр Владимир Путин призвал Renault внести свой вклад в финансировании "АвтоВАЗа" или быть готовыми к перераспределению акций.

В ноябре 2009 года российское правительство заявило о готовности оказать АвтоВАЗу поддержку в размере 54,8 миллиарда рублей, взяв эти средства с рынка. Из этой суммы 38 миллиардов - это невозвратные долги, еще 12 миллиардов рублей пойдет на создание и запуск в производство нового модельного ряда, еще 4,8 миллиарда рублей необходимо для реализации программы создания новых рабочих мест. В дополнение к этим средствам также предложено выделить 5 миллиардов рублей для обеспечения конкурентоспособности предприятия на длительную перспективу.

Завод сделал ставку на создание новых конкурентоспособных автомобилей. Поэтому решено прекратить производство "классики" и сделать ставку на платформы "Калина", "Приора" и Renault Logan. В 2011 году на базе "Калины" будет разработана новая бюджетная модель.

История завода в Тольятти началась в июле 1966 года, когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве в Куйбышевской области завода по производству легковых автомобилей. Строительство Волжского автозавода началось в январе 1967 года, а в августе 1970 года с конвейера сошел первый автомобиль "Жигули" "ВАЗ-2101". Автомобили ВАЗ создавались на базе итальянского автомобиля FIAT, генеральное соглашение об этом было подписано с итальянской компанией 15 августа 1966 года. В марте 1971 года в эксплуатацию была принята первая очередь завода, рассчитанная на выпуск 220 тысяч машин в год. В 1973 году на заводе был выпущен миллионный автомобиль.

Компания Renault была основана в 1898 году как "Автомобильное общество братьев Рено". После Второй мировой войны предприятие было национализировано и переименовано в "Государственное управление заводами Рено". В 1990 году - стало акционерным обществом, 80% акций которого принадлежало государству. В 1994 году началась приватизация Renault (сейчас у государства осталось 15% акций).

В 1999 году компания Renault приобрела акции в капитале японской компании Nissan, что позволило ей распространить деятельность на Азиатско-Тихоокеанский регион и США. При этом как Renault, так и Nissan сохранили автономию в своих действиях. После приобретения компанией Renault в сентябре 1999 года румынской компании-автопроизводителя Dacia, а затем - в сентябре 2000 года - действующих активов южнокорейского предприятия Samsung motors, группа Renault оперирует тремя марками: Renault, Samsung и Dacia.

Компания насчитывает более 350 промышленных объектов и коммерческих учреждений более чем в 40 странах. Автомобили марки Renault выпускаются во Франции, Испании, Бельгии, Португалии, Словении, Турции, Китае, Колумбии, Аргентине, Марокко, Малайзии и Уругвае.

С апреля 2005 года компанией руководит Карлос Гон. Он - президент и генеральный директор автоконцерна. С октября 2008 года Гон курирует стратегические вопросы и осуществляет контроль за финансовыми операциями и внешними связями, руководство повседневной деятельностью компании осуществляет генеральный директор Патрик Пелата.

Штаб-квартира Renault находится в парижском пригороде Булонь-Бийанкур.

Долгое время Renault удерживал статус автомобильной марки номер 1 на общем рынке легковых и коммерческих автомобилей. В 2006 году Renault Clio был назван автомобилем года в Европе. В настоящее время французский концерн занимает на рынке Европы долю в 10%.

В 2008 году выручка компании составляла 37,8 миллиарда евро, прибыль - 571 миллион евро, капитализация - 8,47 миллиарда евро, продажи в мире - 2,4 миллиона автомобилей. В связи с финансово-экономическим кризисом компания сократила 5 тысяч рабочих мест. В 2009 году получила от правительства 3 миллиона евро под 6-7% на 5 лет. Потери по итогам первого полугодия 2009 составили 2,7 миллиарда евро.

В России Renault работает с 1998 года, когда с правительством Москвы было подписано соглашение о создании совместного предприятия "Автофрамос". В 1999 году с конвейера этого СП, созданного на производственных мощностях московского завода АЗЛК, сошел первый легковой автомобиль Renault Megane российской сборки. В том же году на предприятии была освоена сборка моделей Renault-19 и Clio, а осенью 2002 года модели Renault Symbol. С 2005 года завод выпускает автомобили Renault Logan, а с 2010 года планируется начать выпуск автомобиля Renault Sandero. Активы Renault в СП "Автофрамос" - 94,1%.

В 2008 году Renault приобрела 25% акций "АвтоВАЗа". Продажи автомобилей Renault в России в 2008 году составили 108,1 тысячи машин, в том числе 74,3 тысячи из них приходится на Logan, напоминает ИТАР-ТАСС.